00:0007 октября 200300:00
20просмотров
00:0007 октября 2003
Куйбышевский федеральный суд Петербурга принял решение, блокирующее застройку Мариинского сквера. Пока только до ноября.
<BR><BR>Куйбышевский федеральный суд Петербурга принял решение, блокирующее застройку Мариинского сквера. Пока только до ноября.<BR><BR>Однако к этому времени депутаты ЗакСа, вполне возможно, успеют принять закон, ужесточающий процедуру проведения общественных слушаний при реализации инвестиционных проектов (см. "ДП" №180/03, www.dp.ru), что усилит роль общественности при принятии решений о строительстве того или иного дома.<BR>Куйбышевский суд вынес решение о приостановлении действия градостроительного регламента Р-0130, который разрешает застройку части сквера, расположенного на углу Калужского переулка и Мариинского проезда, в 5 минутах ходьбы от Смольного. Это произошло в ходе рассмотрения дела по заявлению граждан, проживающих в соседних со сквером домах.<BR>Жители (семь человек) обратились в суд в марте 2003 г. с требованием отменить регламент Р-0130 как незаконный и принятый в ненадлежащей форме. Градостроительный регламент является важным документом, на основании которого создается проектная документация. Регламент корректирует требования к застройке, установленные Генеральным планом.<BR>Заинтересованными лицами в этом судебном споре являются Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Петербурга и его председатель -- Олег Харченко. Состоялось уже три заседания, однако ни Харченко, ни другой представитель КГА в суде не появились. Между тем ДГУП "Ростэк" полным ходом вело разработку документации для строительства.<BR>В сентябре был подготовлен проект распоряжения губернатора, разрешающий строительство на месте парка семиэтажного жилого дома с подземным гаражом. Тогда адвокат, защищающий интересы жителей, подал ходатайство о приостановлении действия спорного документа в качестве меры по обеспечению иска.<BR>Поскольку "заинтересованные лица" в суде отсутствовали и не возражали, судья постановила: действие регламента приостановить, а следующее заседание назначить на 11 ноября. Теперь любые решения администрации, основывающиеся на регламенте Р-0130, будут являться незаконными. Соответственно, строительство здания на территории сквера также пока является незаконным.<BR><BR><B>Справка</B><BR>ДГУП "Ростэк" создано в 1992 г. Учредитель -- Государственный таможенный комитет России. Предприятие объединяет 180 филиалов, дочерних и аффилированных компаний.<BR>Основные виды деятельности: строительный, транспортный, логистический, брокерский и консалтинговый бизнес.<BR>Среди крупных объектов, построенных ДГУП "Ростэк Северо-Запад", -- международные автомобильные пропускные пункты на российско-финской границе -- "Торфяновка" и "Брусничное".<BR><BR><B>Комментарии</B><BR>Владимир Улицкий,<BR>заведующий кафедрой оснований и фундаментов Петербургского государственного университета путей сообщения:<BR><BR>"Возведение многоэтажного комплекса на южной границе Мариинского сквера в непосредственной близости от дома 27 по Таврической ул. и дома 9 по Калужскому пер. (на расстоянии 15-20 м от их фасадов) окажет негативное влияние на состояние фундаментов этих домов и создаст угрозу их разрушения. Дом 27 по Таврической ул. уже имеет нарушения фундамента.<BR>Территория сквера находится на неустойчивых почвах. Согласно историческим картам, в этом квадрате находился исток речки, впадающей в Неву, которая, вероятно, была засыпана в ходе насыпных работ при подъеме этого участка.<BR>Расположенные рядом дома дореволюционной и довоенной застройки являются ветхими, и строительство рядом с ними нового здания является сложной геотехнической задачей. Состояние фундаментов этих домов критическое, дома должны быть полностью обследованы с составлением дефектных ведомостей и определением категории зданий по их техническому состоянию. Должны быть выполнены инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания специализированными организациями. Инженерно-геологические изыскания должны содержать данные прочностных и деформационных свойств грунтов. Такое комплексное обследование должно проводиться до начала проектирования нового здания. При разработке градостроительного регламента никакие инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания не проводились. Степень риска разрушения окружающих зданий в ходе строительства не оценивалась.<BR>Ситуация усугубляется тем, что градостроительный регламент разрешает активное освоение подземного пространства под различные технические службы и гараж. При этом многократно возрастает риск повреждения существующей исторической застройки, расположенной в угрожающей близости к планируемому многоэтажному комплексу. Угроза проседания фундаментов и разрушения домов в данной ситуации более чем реальна. 1 ноября 2002 г. при аналогичном стечении обстоятельств произошло обрушение дома 15 по Стремянной ул.".<BR><BR><BR><B>Евгений Баклагин, адвокат Международной коллегии</B><BR>адвокатов "Санкт-Петербург":<BR>"В результате предполагаемого строительства жилого комплекса на территории Мариинского сквера ухудшится экологическая обстановка в микрорайоне. Мариинский сквер -- основная рекреационная зона микрорайона, среда ежедневного пребывания детей и пенсионеров. Возведение на территории сквера семиэтажного жилого комплекса с подземным гаражом означает его уничтожение -- вырубку всех деревьев и зеленых насаждений, разрушение благоустроенной детской площадки и исторического фонтана. В результате строительства жилого комплекса сквер будет превращен в замкнутое внутридворовое пространство, основное назначение которого -- обеспечение подъезда машин к подземному гаражу жилого комплекса. Иных возможностей организации такого подъезда не существует.<BR>Градостроительный регламент принят с нарушением Российского законодательства, Устава Петербурга, действующих строительных норм. При принятии градостроительного регламента был допущен целый ряд процедурных нарушений: Градостроительный кодекс РФ устанавливает, что граждане имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о градостроительной деятельности. В нарушение изложенных выше положений граждане не были проинформированы о разработке и принятии градостроительного регламента Р-0130, а также были лишены права участвовать в обсуждении принимаемого решения и права вносить свои предложения. Градостроительный регламент Р-0130 не был официально опубликован, чем был нарушен пункт 2 статьи 69 Устава Петербурга.<BR>Мариинский сквер расположен в пределах объединенной зоны охраны памятников истории и культуры в центральных районах Петербурга (ООЗ). Территориальными строительными нормами установлено, что в пределах объединенной охранной зоны не допускается "строительство новых зданий и сооружений, за исключением возводимых в порядке реставрации или регенерации архитектурного ансамбля". Предполагаемое строительство не имеет никакого отношения ни к реконструкции, ни к регенерации архитектурного ансамбля".<BR><BR><BR>Юрий Гарник, заместитель генерального директора по строительству ДГУП "РОСТЭК Северо-Запад":<BR>"Я знаю, что суд приостановил действие градостроительного регламента до предъявления дополнительных документов. Какие документы, нам будет сообщено позже. Все вопросы разработки, согласований и т.д. решались на уровне ГУ "Управление Инвестиций", с которым у нас заключен договор. Мы, как государственная организация, не могли взять на себя работы по разработке градостроительного регламента и т.д., поэтому обратились за этим в ГУ "Управление Инвестиций", которое разрабатывало тендерную документацию.<BR>Участок для строительства нам предоставило ГУ "Управление Инвестиций". Мы понесли огромные затраты на разработку предпроектной документации, топологической съемки и т.д. Кто нам это компенсирует -- непонятно. А главное -- моральные удары, которые продолжаются в течение 1,5 года. Мы абсолютно уверены в том, что дом на этом месте нужно и можно строить. У нас есть неопровержимые документы КГА, подтверждающие, что на участке будущего строительства находится не сад или сквер, а временные насаждения. Там находятся старые, полузасохшие деревья".<BR><BR><B>Александр</B><BR>Карпов,<BR>руководитель программы "Экологическая оценка и менеджмент" Петербургского общества естествоиспытателей:<BR><BR>"Согласно Градостроительному кодексу градостроительный регламент является нормативным документом, который придает легитимность градостроительным проектам. Поэтому, если регламент существует, людям на общественных слушаниях совершенно спокойно могут сказать, что все делается "по закону", даже если проект грозит разрушить архитектурную среду или повредить существующую застройку. Никакой процедуры экспертизы принимаемых сейчас регламентов не существует.<BR>Закон о процедуре прохождения общественных слушаний (см. "ДП" №180/03, www.dp.ru), который сейчас инициирован депутатами ЗакСа, абсолютно необходим. Однако, на мой взгляд, в Петербурге должен быть разработан и принят закон более широкого действия, регулирующий градостроительную деятельность в городе. А закон о процедуре прохождения общественных слушаний будет как бы элементом системы принятия градостроительных решений.<BR>Этапы градостроительного процесса должны быть такими: сначала принимается Генплан, потом на его основании утверждаются правила застройки для достаточно крупных планировочных районов. Правила являются нормативным актом, который должен быть утвержден в ЗакСе. В этом случае все -- и застройщики, и жители, и владельцы нежилых помещений -- знают, каковы правила игры на этой территории. Конкретные проекты разрабатываются уже в соответствии с правилами застройки.<BR>Когда принимается градостроительный регламент для маленького участка, что мы имеем в рассматриваемом случае, то это ущерб не только жителям окрестных домов, но и инвесторам, которые будут пытаться занять или уже заняли соседние участки. Например, когда они брали соседний участок, то условия внутри квартала были одними, а через небольшой промежуток времени они изменились. Это ситуация, которая явно не способствует развитию цивилизованного бизнеса.<BR>То, что застройщика заставляют оплачивать разработку нормативного акта (градостроительного регламента), полное безобразие. Ответственность за это несет администрация экс-губернатора Яковлева, который подписал Распоряжение №952-р (от 12.09.2000) и установил существующий порядок подготовки инвестиционно-тендерной документации. Думаю, фирма может вернуть затраченные деньги, обратившись в суд".<BR><BR><B>Хроника</B><BR><B>событий</B><BR>u 2000 г. -- ООО "Строймонтаж" претендует на получение Мариинского сквера под застройку.<BR>u 30 июня 2000 г. -- Территориальное управление Центрального района администрации Петербурга отказало в согласовании планируемого строительства на территории Мариинского сквера.<BR>u 14 ноября 2000 г. -- Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации Петербурга принят градостроительный регламент Р-0130 для земельного участка площадью 2524 м2, расположенного на пересечении Калужского пер. и Мариинского проезда. Градостроительный регламент был утвержден председателем КГА Олегом Харченко. Регламентом разрешено строительство на части участка (площадью 1300 м2) семиэтажного жилого дома. Подземную часть зоны жилой застройки площадью 850 м2 разрешено использовать для размещения объектов инженерного обеспечения, подземного гаража, объектов бытового и коммунального обслуживания.<BR>u 2001 г. -- вследствие протестов жителей ООО "Строймонтаж" отказалось от планов строительства.<BR>u 2002 г. -- ДГУП "РОСТЭК Северо-Запад" заявило о планах строительства в Мариинском сквере.<BR>u 2002 г. -- губернатор Петербурга издает распоряжение о проведении изыскательских работ.<BR>uМарт 2003 г. -- группа жителей домов, прилегающих к скверу, обращается в суд с заявлением об оспаривании градостроительного регламента Р-0130.<BR>u 27 марта 2003 г. -- Территориальным управлением Центрального района администрации Петербурга проведены общественные слушания по вопросу о предполагаемом строительстве. Слушания проведены с грубыми нарушениями закона.<BR>u 29 апреля 2003 г. -- шесть общественных организаций Петербурга направляют открытое письмо председателю КГА Олегу Харченко с требованием отозвать подпись с незаконно принятых градостроительных регламентов.<BR>u 31 июля 2003 г. -- инвестиционно-тендерная комиссия администрации Петербурга рекомендует разрешить строительство дома в Мариинском сквере.<BR>u Сентябрь 2003 г. -- подготовлен проект распоряжения губернатора Петербурга о разрешении на строительство.<BR>u 25 сентября 2003 г. -- Куйбышевский федеральный районный суд приостанавливает действие градостроительного регламента Р-0130 от 24 ноября 2003 г.<BR>u 29 сентября 2003 г. -- определение суда направлено губернатору Петербурга с требованием воздержаться от подписания распоряжения о начале строительства в Мариинском сквере.<BR>