Сети ищут новый формат

В погоне за покупателем сети всегда готовы изменяться к лучшему

<B>В погоне за покупателем сети всегда готовы изменяться к лучшему</B><BR>Поиском нового формата торговли сегодня заняты не только крупные сетевики, но и небольшие магазины, которые готовы меняться вслед чуть ли не каждому покупателю.<BR><BR>Поведение российских потребителей меняется, а именно под их предпочтения формируется современный формат розничной торговли. Потребитель желает не просто приобрести набор определенных свойств, но и своеобразную гарантию их качества, а также средство подтверждения своего социального положения. Именно за это он готов заплатить дополнительное вознаграждение продавцу, которое и представляет собой плату за торговую марку.<BR>Анализируя изменения потребительских предпочтений, Клайв Вуджер, управляющий директор SCG London, заметил, что общим для многих стран фактором является недооценка способности и скорости, с которой многие, даже самые консервативные покупатели могут перенимать и затем требовать последние разработки в розничной практике.<BR><BR><B>Привлекать внимание</B><BR>"Для нас новый формат торговли означал переход с оптовой торговли на розничную, -- рассказал Олег Широков, генеральный директор ООО "Олминт". -- Мы открыли собственные магазины и стали продвигать бренд "Вестфалика". Фирменные магазины определенной марки привлекают посетителей, и, если продается обувь действительно хорошего качества, к ним проще привлекать внимание, рекламировать, создавать в магазинах единый стиль. Вырабатывать новый формат торговых залов. Товар не распыляется по торговым секциям, а реально продается. Мы это почувствовали на наших финансовых показателях".<BR>Несколько лет назад московская компания "М. Видео" -- владелец сети магазинов по продаже бытовой техники и электроники -- перешла на новый формат магазинов самообслуживания. Таким образом торговая сеть отреагировала на появление в России первых магазинов немецкого холдинга METRO и перспективу прихода на рынок электроники компании Media Market, входящей в германский холдинг.<BR>Первый гипермаркет "М. Видео" по принципу супермаркета, где покупатели могут самостоятельно выбирать товар, путешествуя по торговому залу с тележками, открылся и в Петербурге. Но, покупая крупную бытовую технику, волей-неволей приходится общаться с ассистентом торгового зала.<BR><BR><B>Формировать спрос</B><BR>Изначально вхождение нового формата торговли -- электронного гипермаркета -- на российский рынок продемонстрировало высокие финансовые результаты. Объемы месячных продаж международных компаний на 1 м2 торговой площади в 1999-2000 гг., по экспертным оценкам, достигали: у английской сети Kingfisher -- $487, у немецкой Media Market -- $689, у американских Dixons и Best Buy -- $1321 и $628 с оответственно. У московской компании "М. Видео" этот показатель составил $1061.<BR>Мария Белан, пресс-секретарь компании "М. Видео", озвучивая позицию руководства, утверждает, что единый формат электронных гипермаркетов "М. Видео" стремится к идеалу: предлагать покупателю абсолютно все технические новинки. "Покупатель должен видеть совершенный ассортимент. В своей политике, открывая магазин в регионе, мы не подстраиваемся под спрос, а активно формируем его с помощью маркетмейкеров. Для этого мы открываем в своих магазинах специальные демонстрационные залы, где можно на себе попробовать особенности новых товаров, их технологические и потребительские преимущества", -- говорит Мария Белан.<BR><BR><B>Генерировать идеи</B><BR>Сегодня при строительстве новых торговых площадей преобладает формат укрупнения, а уже имеющиеся торговые помещения будут приспосабливать к меняющимся требованиям покупателей, более активно внедрять новые технологии, возможно, меняя профиль. Прежние безликие магазины со скудным ассортиментом превратятся в мини-маркеты "У дома", специализированные магазины с оттенком элитности: "Деликатесы", "Империя кофе", "Мир чая".<BR>Как показывает практика, тематические кофейни и небольшие кондитерские производства ориентируются на эксклюзивность и высокое качество продукции. Конкурируя с массовым производством, розничные торговцы вкладывают в продукцию не только высококачественные ингредиенты, но и новые идеи, без которых сегодня невозможно побеждать на высококонкурентном рынке. Ё<BR><BR>Признаки дискаунтера:<BR>u Площадь торгового зала -- 300-600 м2<BR><B>u Площадь склада</B><BR>-- 100-200 м2<BR><B>u Количество кассовых</B><BR>узлов -- 2-6<BR><B>u Количество позиций</B><BR><B>в ассортименте</B><BR>-- около 1000<BR><B>u Уровень цен по рынку</B><BR><B>-- низкий</B><BR>u Количество покупок в день -- 1000-2500<BR><B>u Оборот в месяц</B><BR><B>-- до $10 млн</B><BR><B>u Численность персонала</B><BR><B>-- 10-30 человек</B><BR><B>u Собственные</B><BR><B>производственные цеха</B><BR><B>-- отсутствуют</B><BR><BR>Признаки гипермаркета:<BR>u Площадь торгового зала -- 4000-10.000 м2<BR><B>u Площадь склада</B><BR>-- до 4500 м2<BR><B>u Количество кассовых</B><BR>узлов -- 25-40<BR>u Количество позиций в ассортименте -- 25-50 тыс.<BR><B>u Уровень цен по рынку</B><BR><B>-- специальная ценовая политика</B><BR>u Количество покупок в день -- до 10.000<BR><B>u Оборот в месяц</B><BR>-- $250-400 тыс.<BR><B>u Численность персонала</B><BR><B>-- до 1000 человек</B><BR><B>u Собственные производственные цеха -- представлены широко</B><BR><BR>Ориентируетесь ли вы в своем бизнесе на новые формы торговли?<BR>Сергей Лепкович:<BR>"Когда мы открывали первый магазин формата дискаунтер в 1999 г., люди не были готовы платить. Большинству хватало скудного ассортимента и скромных торговых площадей. Сегодня ситуация изменилась и продолжает меняться. Покупательские потребности растут чуть ли не каждый день. Это касается и ассортимента, и обслуживания, и размеров торговых залов.<BR>В наших магазинах изучение рынка идет через персонал. Операторы торговых залов подходят к покупателям и задают вопросы по разработанному вопроснику. Иногда сами покупатели говорят, какого товара им не хватает. Мы анализируем, насколько потребность соответствует нашей товарной матрице -- все же мы остаемся магазином, рассчитанным на тех, кто экономит деньги.<BR>Понятно, что формат гипермаркета сегодня востребован. Покупатель не просто хочет определенную линейку товаров по определенной цене, он ожидает, что будет игровая комната, где он спокойно оставит ребенка, что будет возможность перекусить в кафе. И все же мы остаемся в формате эконом-класса. Формат развивается и далек от насыщения: потребности Москвы оцениваются в 600 универсамов, Петербурга -- в 200. Сегодня у нас 86 магазинов в Петербурге, 83 -- в Москве, 15 -- в Челябинске, семь -- в Перми. В регионах формат магазинов для тех, кто экономит деньги, пока остается доминирующим".<BR>Елена Медведкова:<BR>"Для нас сейчас весьма актуально понятие нового формата торговли. Новый формат -- это совокупность понятий "низкие цены -- огромный выбор -- быстрое обслуживание -- профессиональные консультации". Открытый доступ к товару плюс консультации продавцов -- будущее наших магазинов. Следует отметить переход и к новой идеологии сети. Если раньше "Техношок" ассоциировался с дорогой техникой, то сегодня мы позиционируем себя как сеть магазинов для всех. Это коснулось ценовой политики. Одновременно из сети были выделены два магазина "VIP-Техношок", ориентированные на эксклюзивные услуги и товары.<BR>Когда принималось решение о смене формата, была проведена серьезная аналитическая работа. Мы опирались как на заказные маркетинговые исследования, так и на исследования, проведенные маркетологами компании. Наши представления о том, как должна развиваться сеть, проверялись оценкой состояния рынка. Решение о смене формата созрело внутри компании.<BR>Создание нового формата торговли -- кропотливая работа по долгосрочной программе. Мы формируем новое мнение покупателя. Увеличен штат отдела рекламы и маркетинга, теперь мы выпускаем фирменную газету. В ней мы рассказываем о новых товарах, ценовой политике, ежемесячных промоушн-акциях".<BR>