Вернулся еще один Императорский театр

С недавнего времени в театральной афише Петербурга появилось новое название -- Михайловский театр.

<BR><BR>С недавнего времени в театральной афише Петербурга появилось новое название -- Михайловский театр.<BR>Для того чтобы никто ничего не перепутал, новое название присоединяется пока через дефис к старому -- Академический театр оперы и балета имени Мусоргского. Из Императорских театров Северной столицы он последним вернул себе историческое название.<BR><BR>Императорский,<BR><B>но без привилегий</B><BR>Императорских театров в дореволюционном Петербурге было три -- Мариинский, Александринский и Михайловский. Не обольщайтесь, ничего исключительного в столь высоком титуле не значилось. Отдельные царские особы хотя и проявляли иногда к своим театрам интерес, превышающий чисто зрительский, каким-то сугубым покровительством их не баловали. Так что по сути Императорский значило только одно -- государственный, на казенные деньги существующий.<BR>Существование это ровным не было. История свидетельствует, что русский человек к театральному действу привыкал достаточно долго и, порой, мучительно. Был период, когда посещение театра для отдельных категорий подданных империи являлось делом принудительным. Потом, когда царские особы несколько ослабили контроль над "насаждением культуры в массы" своих приближенных, театры нередко пустовали. И только ближе к середине XIX века интерес ко всем видам театрального искусства всколыхнулся и двинулся по нарастающей.<BR><BR><B>Осветитель -- тоже артист</B><BR>Руководила культурной жизнью в те времена Дирекция Императорских театров -- структура, напоминающая современный "Росконцерт". В ее ведении находились и здания Императорских театров, и артисты. Причем звание "артист Императорских театров" носили не только актеры, но и вообще все, кто так или иначе обеспечивал театральное действо -- вплоть до гардеробмейстеров, осветителей, суфлеров и нотных писцов. Дирекция определяла репертуарную политику, занималась гастролерами, в изобилии посещавшими Россию, и распределением собственных актерских ресурсов.<BR>Александринский и Михайловский театры в равной степени успешно использовались как под музыкальные, так и под драматические постановки, и только Мариинский имел "узкую" специализацию -- оперно-балетную.<BR>Размышлять над увиденным в театре -- веяние сравнительно недавнего времени. Оно появилось тогда, когда стало над чем размышлять. Большую часть дореволюционной истории театральное искусство выполняло функцию развлекательную, а посему -- львиную долю репертуара занимали водевили, а также пьески незатейливые, понятные, бытовые. Скажем, много лет на сцене Императорских театров держалась постановка "Гостиный двор", повествующая о жизни и быте тогдашних коммерсантов.<BR><BR><B>Возвращение на круги своя</B><BR>Императорские театры, как правило, назывались в честь высочайших особ. Мариинский -- в честь супруги Александра II Марии Александровны, Александринский -- в честь жены Николая I Александры Федоровны, Михайловский -- в честь великого князя Михаила Павловича, который и решил подле своего красавца-дворца построить театр. Театрами имени Кирова, Пушкина, Мусоргского Мариинский, Александринский и Михайловский стали в советское время. И если присутствие имен А.С. Пушкина и М.П. Мусоргского в названиях театров воспринималось спокойно, то товарищ Киров, "приставленный" к театру оперы и балета, был откровенно неуместен. Может, поэтому Мариинка первым и вернула себе историческое название -- быстро и безболезненно. Спокойно пережил возвращение на круги своя и Александринский театр. Насколько быстро привыкнет народ к обратному переименованию Михайловского, покажет время. Пока уже второй сезон он на всякий случай именуется двумя названиями через дефис.<BR>По-видимому, это последнее театральное "императорское" переименование. Поскольку главный драматический театр в Петербурге -- БДТ имени Товстоногова -- Императорским театром являлся лишь отчасти, юридически же никогда таковым не был. Апраксин построил театр на Фонтанке в коммерческих целях -- специально для сдачи в аренду Дирекции Императорских театров. Цель была достигнута.<BR>Но не более того.