Чужим любимым ученицам незаслуженные оды не поют

Хотите, заключим пари? Хотите, я с первого раза угадаю, что за картина встает у вас перед глазами, когда вы слышите слова "современный художник"?

<BR><BR>Хотите, заключим пари? Хотите, я с первого раза угадаю, что за картина встает у вас перед глазами, когда вы слышите слова "современный художник"?<BR>Правильный ответ звучит так: вы представляете себе бородатого, изможденного водкой и игрой в шахматы типа, бросающегося к прохожим у отеля "Европа" со словами: "А вот портретик! Недорого! Нарисуем?".<BR>Не спорьте. Я знаю, что угадал.<BR>Между тем именно в нашем городе живут люди, картины которых спустя столетие станут украшать Эрмитаж, да и сегодня купить эти картины по карману не каждому.<BR>Самый известный пример -- Ольга Тобрелутс. Девушка, на хрупких плечах которой держится репутация Петербурга как культурной столицы Восточной Европы.<BR><BR>История квартирно-<BR><B>художественного вопроса</B><BR>Если хорошенько присмотреться, то видно: все, чем в плане современной культуры гордится страна, есть дело рук всего нескольких человек. Небольшой петербургской компании приятелей.<BR>Лет двадцать назад в доме на углу Литейного и Воинова, прямо напротив офиса КГБ, получил квартиру 22-летний безработный Тимур Новиков. Квартира была огромная и коммунальная. Едва Новиков въехал сюда, как квартиру начали расселять. И через год молодой человек оказался единственным обитателем громадного, размером в этаж, апартамента.<BR>Другой бы заскучал -- а Новиков устроил из опустевшей квартиры первую частную галерею Ленинграда. Здесь на продавленном диванчике могли в ряд сидеть все самые главные русские художники конца столетия, все звезды рок-н-ролла и все будущие звезды музыки техно, несколько авангардных театральных режиссеров, парочка будущих кутюрье плюс все самые красивые девушки города... Диванчик был тесный, но места на нем хватало всем.<BR>Галерея считалась художественной, но ходили сюда в основном музыканты. Молодой Гребенщиков. Лопоухий Бугаев-"Африка". Наглый Курехин, который любил отщипывать кусочки сыра, порезанного на закуску, и бросаться ими в голову иностранным покупателям новиковских полотен.<BR>Собственно, это и была вся петербургская культура того времени. Вернее, вся советская культура того времени. Может быть -- самое интересное в мировой культуре того времени.<BR>Вечно нищие художники с годами превратились во вполне себе состоятельных типчиков и уже в 1989-м продавали свои мутные полотна по треть миллиона долларов за штуку. Рок-звезды ломанули на Запад, а потом вернулись. Кутюрье съехали из загаженных подвалов и открыли офисы прямо на Невском.<BR>А Тимур Новиков оказался последним великим русским художником. Создателем неоакадемизма -- последнего Большого Стиля ХХ века. Ольга Тобрелутс была его любимой ученицей.<BR>В 2000 году Новиков умер. А у Ольги через неделю открывается выставка.<BR><BR><B>Срамное место</B><BR><B>в Петербурге не катит</B><BR>Между Петербургом и Москвой существует огромное множество различий. Но художественные жизни столиц отличаются между собою так, будто речь идет не о разных городах, а о разных галактиках.<BR>В Москве современное искусство существует в формах, конечно, современных, но оно не очень похоже на искусство. Художник Бреннер выходит к Кремлю в одних боксерских трусах и перчатках и орет: "Ельцин! Выходи!" Это называется хеппенинг "Лобное место". Художник Осмоловский на Красной площади выкладывает из тел тридцати соратников неприличное слово. Тоже произведение искусства -- хеппенинг "Революция слова".<BR>Полотна и скульптуры -- вчерашний век! Художнику подобной фигней заниматься недосуг. Если москвичи и демонстрируют публике полотна, то к полотну обязательно приклеен... ну, например, ампутированный половой орган самого художника.<BR>А вот у нас такое не катит. Да и где в этом городе выкладывать телами неприличные слова? У тихого и мокрого Михайловского замка? В безлюдном и прекрасном дворике Мраморного дворца?<BR>Ольга улыбается:<BR>-- Знаете, это, конечно, звучит как банальность, но я действительно люблю Петербург. Он настолько прекрасен, что художник просто обязан жить именно здесь.<BR>В начале 90-х Ольга Тобрелутс носила зеленый парик, посещала первые техно-вечеринки в стране и являлась самой красивой девушкой города. Ее мастерская в те годы располагалась в "Египетском доме" на Захарьевской и была столь огромна, что по дому Ольга ездила на особом электромобильчике.<BR>Прошло десять лет. Ольге чуть за тридцать. Она -- художник с мировым именем. Ее муж -- именно тот человек, который открывал первые техно-клубы в стране. Специально, чтобы познакомиться с Ольгой, в Петербург приезжают киберпанк-писатель Брюс Стерлинг и продюсер группы U2 Брайан Ино.<BR>И надо же: Ольга по-прежнему одна из самых красивых женщин Петербурга.<BR><BR><B>Опрокинутые стереотипы</B><BR>Ее нынешняя выставка называется "Кесарь и Галилеянин". Речь не о Библии. Речь о 175-летнем юбилее Генриха Ибсена, и выставка проводится при поддержке норвежского правительства.<BR>Выставку откроют в Мраморном дворце 3 октября. Открытие обещают торжественное. Рекомендую совершенно искренне: сходите.<BR>Сходите, и сами увидите, что крикливые типы с заплеванными бородами -- это вовсе не все, что может называться современным искусством.