Леонид Алексеев: "Дизайнер -- это и есть менеджер"

Как прийти в брендинг и в нем остаться

<BR><BR><B>Как прийти в брендинг и в нем остаться</B><BR>Леонид Алексеев -- один из самых молодых дизайнеров одежды Петербурга. Ему всего 22 года.<BR><BR>Недавно предприятие "Фабрики одежды Санкт-Петербурга" (ФОСП), где он работал 2 года над одеждой торговой марки SP Fashion, продлило с ним контракт. На прошлой неделе Леонид улетел в Лондон -- учиться во всемирно известной школе моды St.Martin's College Of Art and Design, которую закончили такие мировые знаменитости, как Джон Гальяно и Александр Маккуин.<BR><BR>-- Леонид, говорят, что Вы летали на разведку в St. Martin's College?<BR>-- Я отучился на летних курсах 2 месяца для того, чтобы понять, насколько мне интересно английское образование. Год назад я учился в Милане в Европейском институте моды.<BR><BR>-- Тоже были летние курсы?<BR>-- Да, я закончил их для того, чтобы понять, что мне больше понравится. Больше понравилось в Лондоне. Где и буду учиться 4 года. Что понравилось в Лондоне больше? Школа, у нее просто уникальная методика преподавания, которая идеально подходит мне.<BR><BR>-- Как строится обучение?<BR>-- Центром обучения являетесь вы сами. Поступаете в школу, и как дизайнер вы -- ноль. И с вами начинают работать. Дают упражнения, задания, которые сформируют ваш собственный стиль. Год -- базовый курс, еще год придется учиться на художественном отделении, поскольку я самоучка, потом еще 2 года, чтобы получить степень магистра.<BR><BR>-- Как Вам в 19 лет удалось попасть на такую знаменитую фабрику, как ФОСП?<BR>-- ФОСП искал молодого дизайнера со свежими идеями для того, чтобы продвигать новую марку, SP Fashion.<BR>Вначале довелось встретиться с самим генеральным директором ФОСП Владимиром Михеевым. Человек, который является идеологом предприятия, его центром, и сам знает, что и как делать. Меня пригласили на собеседование сначала с ним, потом представили рабочему коллективу. Познакомили с коллегами. Им все понравилось, но они сказали, что, по-видимому, мне "еще рано". Они сказали, что на меня положили глаз. Это заставило меня активно работать. Я поехал в Милан. Вернулся с кучей идей, как надо работать. И был взят на ФОСП.<BR><BR>-- Леонид, Вы автор коллекций новой фосповской марки. Перед вами ставили определенные задачи?<BR>-- Не было четких рамок, что это должно быть.<BR><BR>-- ФОСП -- это одежда для чиновников. SP Fashion -- одежда для молодых чиновников?<BR>-- Мы пытались придумать эту марку как нечто отличное от всего остального. И сейчас уже могу сказать, что SP Fashion -- это одежда для молодых людей, которые начинают работать. Молодых людей, у которых уже есть необходимость быть самостоятельными. Хорошо одеваться. Но при этом они ведут еще вполне раскрепощенный образ жизни. Они хотят хорошо одеться на работу, вечером в этой же одежде пойти в клуб. В нашем городе такую одежду продают только в Гостином дворе. Также продают в Таллине, Новгороде, по России.<BR><BR>-- В Петербурге ее широко не знают.<BR>-- Руководство ФОСП считает, что торговая марка успешна тогда, когда ее начинают узнавать без рекламы. Если марка будет успешной и ее захотят покупать, пойдет реклама, будет развитие, расширение. Основные средства были уже вложены в создание коллекции, закупку манекенов и пр.<BR><BR>-- В какой-то степени можно сказать, что ФОСП начинает менять ориентацию?<BR>-- ФОСП начинает приближаться к тому идеалу, в котором его видят -- хорошая европейская массовая марка. Если вы посмотрите на европейские марки, то обнаружите, что у них всех есть несколько направлений. Они покрывают не одну клиентскую группу, а несколько. Что навсегда останется базой, это мужская классика. Есть марка Onegin -- классика, произведенная в России, хорошего качества. Ее носят управляющие. У этой торговой марки уже есть реклама. В нашей стране еще принято ходить на работу в костюмах. Деловой костюм -- это рабочая одежда, которую вы покупаете, чтобы соответствовать стилю компании.<BR><BR>-- ФОСП -- это платформа, на которой Вы собираетесь развиваться или только ступенька для карьерного прыжка в моду?<BR>-- Закончился мой официальный контракт, было четыре коллекции, подведен итог. И от ФОСП поступило предложение продолжать совместную работу. Мне предложили продлить контракт, зная, что я уезжаю учиться. Буду создавать дизайн для этой марки дальше. Учиться и одновременно работать.<BR><BR>-- Леонид, в этом году Вы закончили факультет менеджмента в Университете. Отчасти -- по настоянию родителей. Учиться дальше на дизайнера в одной из самых дорогих и престижных школ на Западе -- это целиком Ваше собственное решение. Вы собираетесь после окончания учебы получить работу, приносящую по крайней мере $200 тыс. в год?<BR>-- В 17 лет, когда мы поступаем в вуз, то мало понимаем, чего ждем от будущей профессии. Сегодня я могу сказать, что дизайнер -- это и есть менеджер, сочетающий в себе качества маркетолога, пиарщика, управляющего персоналом и финансиста в том числе. Поэтому, как только я подумал о том, что хочу стать профессиональным дизайнером, не просто дизайнером одежды, а способным управлять модным домом, мне показалось, что для начала мне нужно получить базовое экономическое образование. Создавать одежду и выходить на рынок без знания законов этого рынка невозможно. Это грозит крахом марки. И такое происходит без конца. Многие модные дома заканчивают как ателье.<BR>В ФОСП, конечно, пока не могу рассчитывать на доход, который бы покрыл затраты на обучение -- порядка 20 тыс. фунтов в год. Во-первых, это не моя торговая марка. Во-вторых, так называемая моя марка -- третья, которая делается попутно. Мое же представление о будущем -- это арт-директор модного дома. Человек, который занимается полностью стилем всех коллекций. Разработкой, созданием и продвижением. И необязательно это будет мой собственный модный дом. Но чтобы создать модный дом имени себя, нужно заработать имя, под которое дадут деньги.<BR><BR>-- Папа, генеральный директор ОАО "Ленэкспо" Сергей Алексеев, носит Ваши костюмы?<BR>-- Дарю ему какие-то вещи, он со мной советуется, но одевать я его не одеваю.<BR><BR>-- А как же наследовать выставочное дело?<BR>-- Это несправедливо, все считают, что мне должно быть интересно дело моего отца точно так же, как и ему. У меня есть свои представления, интересы. Они, к сожалению, расходятся с бизнесом отца. Я готовил его и себя, что не буду работать в этом бизнесе. И вообще это крайне скучно, "дети должны пойти по стопам отцов"... А еще я могу донашивать его костюмы...<BR><BR>-- Как Вы видите продвижение молодого дизайнера на Западе? Школа дает, кроме знаний и среды, какое-то продвижение?<BR>-- На Западе вообще никто никому ничего не дает. Школа дает возможность быть замеченным. Что в финальной коллекции тебя показывают на огромном показе, куда съезжаются представители модных домов всего мира. И отсматривают дизайнеров. Происходит рекрутинг этих дизайнеров. Вполне возможно, что вас потом пригласят куда-то работать. Но возможен тот вариант, что вам никто не позвонит и никуда не пригласит. Потому что в этом мире никто не дает никаких обещаний и никто никому не нужен. Все места уже разобраны, и нехватки дизайнеров нет. Есть потребность в профессионалах своего дела. Потому что дизайнер -- это топ-менеджер. Как известно, есть топ-менеджеры, за которыми гоняются и которые уже сделали себе имя, а если вы выходите как менеджер первый раз, вам придется у кого-то учиться. Вам придется поработать помощником дизайнера, дизайнером, дизайнером третьей марки, чтобы узнать бизнес и как-то начать что-то делать.<BR><BR>-- Что Вы думаете о моде в России?<BR>-- В России мода только зарождается. Не видно прибылей, соответственно, нет инвесторов в эту отрасль экономики. Нет предпринимателей, которые бы вкладывались в моду.<BR>Очень сложно заниматься модой и продавать людям то, что должно им понравиться на себе. Вы продаете людям их мечты. И вы должны угадать мечты, воплотить их, и еще вы должны подумать о том, что это должно быть рентабельным. Прошло время тех модных домов, которые занимались "от кутюр" и тратили на одно платье десятки тысяч долларов. Это уже никому не интересно. Любая одежда должна укладываться в семейный бюджет. И это усложняет работу модельера. С другой стороны, люди начинают тратить гораздо больше на себя. Человеку должно быть комфортно и радостно. Если раньше в одежде на первом месте стояли создание элементов и качество, то теперь -- создание идеи или настроения. Люди готовы закрыть глаза на качество. И еще -- раньше люди за прекрасным ходили в театр или музей, сегодня они идут в магазин и покупают красивую одежду. Они уже тянутся к прекрасному, хотят его видеть рядом, на себе, и поэтому я выбрал как профессиональное занятие моду. А не театр.<BR><BR>-- На кого из дизайнеров оглядываетесь?<BR>-- Есть те мастера, чьи вещи меня приводят в восторг. Диор, Шанель. Они -- потолок, который я для себя вижу. Из модельеров, образы которых меня вдохновляют, я бы назвал Татьяну Котегову и Лилию Кисиленко. Они очень давно работают, но каждой коллекцией продолжают удивлять. Их много, тех дизайнеров, до которых мне еще очень далеко.