Кирилл Арнштам вспоминает Россию, которую никогда не видел

Во Всероссийском музее А.С. Пушкина проходит выставка парижского художника русского происхождения Кирилла Арнштама "Метаморфозы идентичности". Казалось бы, что общего у " солнца русской поэзии" и француза с российскими корнями?

<BR><BR>Во Всероссийском музее А.С. Пушкина проходит выставка парижского художника русского происхождения Кирилла Арнштама "Метаморфозы идентичности". Казалось бы, что общего у " солнца русской поэзии" и француза с российскими корнями?<BR>Сын петербургского художника Александра Арнштама покинул Петербург, когда ему было два с половиной года. И, как все дети первой волны эмиграции, он жил в поисках мифа о России. Из рассказов родителей вставала страна, похожая на сказку. Россия мучила, манила, ускользала. Более того, она не существовала больше. Этот трагический надлом отражается в российском цикле работ художника и в иллюстрациях к трилогии Анри Труайя "Пока стоит земля". В этих работах Россия -- в чуть затуманенном зеркале. Угол зрения немного нарушен. Среди петербургских пейзажей, которые не существуют в действительности, проходят господа офицеры и дамы в неуловимо парижских костюмах. Купцы, приняв свободные позы парижских бонвиванов, выпивают и закусывают. И только революционные матросы выглядят у Кирилла Арнштама абсолютно достоверно. В этом "непопадании в ноты" есть тоска, нерв и своеобразная прелесть. Есть красивая сказка, приснившаяся художнику в кафе под грохот джаза.<BR>Парижские работы Кирилла Арнштама более органичны и естественны. Но Россия нет-нет да и мелькнет на заднем плане в образе швейцара, в котором сразу же узнается белый офицер.<BR>"Моя осмысленная жизнь началась с "Медного всадника", иллюстрированного Бенуа. И вот теперь я снова возвращаюсь к своим истокам -- Пушкину", -- пишет Кирилл Арнштам. Причудливость российской истории возвращает русских скитальцев туда, откуда они когда-то бежали. Россия, увиденная глазами детей эмигрантов, и новая Россия сталкиваются и в изумлении глядят друг на друга.<BR>