Кандидатские бюджеты проедают в Москве

В Петербурге ожидается напряженный уик-энд. Пока одни будут подсчитывать голоса, другие будут считать деньги.

В Петербурге ожидается напряженный уик-энд. Пока одни будут подсчитывать голоса, другие будут считать деньги.<BR><BR>На предстоящий "воскресник" намечены не только разнообразные губернаторские выборы, но и довыборы в депутаты Законодательного собрания. Польза от всего этого определенно есть, хотя бы потому что выборы предоставляют возможность заработать не менее чем 5000 человек.<BR>Так как бюджет самой средненькой избирательной кампании в Петербурге составляет $300-400 тыс., то можно предположить, что всего в сфере избирательного бизнеса за последние месяцы прокрутилось не менее $10 млн.<BR>Впрочем, большую часть этих средств освоили столичные структуры. "На сегодняшний день рынок электорального пиара в Петербурге сильно монополизирован московскими компаниями "Николо-М", "Имидж-контакт" и "Имидж-консалтинг", -- считает председатель Северо-Западного отделения РАСО Марина Шишкина. -- Петербург пока не может им ничего противопоставить потому, что в городе нет крупных "раскрученных" брендов. Однако сегодня наблюдается тенденция к увеличению роли местных политических консультантов, так что ситуация с монополизацией петербургского рынка крупными московскими компаниями будет меняться".<BR>В структуру группы политтехнологов помимо менеджера кампании и имиджмейкера обычно включены специалист по работе со СМИ, руководитель действий оперативных групп, специалист по "черному" PR и нейтрализации действий конкурентов. Сами политические консультанты крайне неохотно рассказывают о своих заработках. Впрочем, в Петербурге услуги политтехнологов оплачиваются по следующему прейскуранту: менеджер кампании получает $2000-4000 в месяц, руководители структурных подразделений -- от $1000 до $2000. В случае успеха их подопечного на выборах политконсультантам обычно положены премии в размере двойной-тройной зарплаты.<BR>Менее доходную избирательную нишу занимают копирайтеры, занимающиеся подготовкой агитматериалов. Копирайтеров из Москвы привлекают редко. В их число обычно попадают местные журналисты, которых привлекают повышенные в 7-10 раз по сравнению с обычными нормами гонорары. Обслуживанием разных кампаний порой занимаются одни и те же люди. В результате копирайтер с хорошей "выборной" ротацией за 2-3 месяца успевает заработать $3000-4000.<BR>Основной процент предвыборных структур составляют рядовые сотрудники -- "пехота": "почтальоны" (люди, разносящие предвыборную рассылку по почтовым ящикам), сборщики подписей и участники пикетов.<BR>Количество подобных работников "низового звена" зависит от двух факторов -- уровня выборов и сроков кампании. Если на декабрьских выборах в ЗC некоторые кандидаты ограничивались 30-40 "пехотинцами", то на текущих выборах губернатора в распоряжении "среднего" кандидата находятся 150-180 агитаторов. В то же время, по неофициальным данным, численность "полевой бригады" самого высокобюджетного кандидата составляет около 1000 человек. При этом с полной нагрузкой агитационные бригады работают в ее начале, затем следует некоторый перерыв, и под конец избирательной гонки кандидат снова заставляет свои "пехотинцев" работать на полную мощность. Заработки "почтальонов", сборщиков подписей и участников пикетов не идут ни в какое сравнение с гонорарами политтехнологов. За каждую собранную подпись дают от 5 до 20 рублей, за каждую листовку, опущенную в почтовый ящик, -- 10 копеек, а за час участия в пикете в поддержку того или иного кандидата -- 100 рублей. Впрочем, и эти не слишком большие доходы зачастую различными способами урезаются. Так как никаких трудовых соглашений с "пехотинцами" обычно не заключается, то отстоять свои права им трудно.<BR>"Несколько недель назад я с подружками работала на сборе подписей в поддержку -- ну сами понимаете кого, -- вспоминает студентка Педагогического университета имени Герцена Анна Тимощук. -- За каждую подпись давали 10 рублей.<BR>В час я собирала 25 подписей, работала часа по четыре и каждый день уносила домой по 1000 рублей. Поработала неделю -- заработала $200. Когда за каждую подпись нам давали по 10 рублей, то я думала, что это неплохие деньги. Однако незадолго перед уходом я услышала телефонный разговор одного из наших руководителей, где он сказал, что "за подписи рассчитался, как и было договорено, по 20 рублей за штуку".