00:0018 сентября 200300:00
1264просмотров
00:0018 сентября 2003
Если добраться до Лахты и пройти по Морской улице, в сторону Финского залива, глаз, блуждая среди серо-зеленых видавших виды деревянных домов, обязательно да и зацепится о 3-этажное новенькое здание розово-зефирного цвета эпохи Шахерезады.
Если добраться
до Лахты и пройти по Морской улице, в сторону Финского залива, глаз, блуждая
среди серо-зеленых видавших виды деревянных домов, обязательно да и
зацепится о 3-этажное новенькое здание розово-зефирного цвета эпохи
Шахерезады.
Это не сказка и даже не экзотический Восток. Это всего лишь Виктор Аистов,
бизнесмен в прошлом, и его сыновья, бизнесмены в настоящем, построили на
своем "садовом" участке индуистский храм миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх.
В переводе на русский язык получается очень сложно: "Шри" -- почтительная
приставка к имени, "Чайтанья" -- одно из воплощений Кришны, "Сарасват" --
воплощение одного из индуистских богов, "Матх" -- собор.
Отцы и дети
В конце 1980-х Виктор Аистов открыл одно из первых в городе частных кафе
(заведение называлось "Аист"), а в 1990 году бизнесмен вместе с двумя
сыновьями поменял бескрайние просторы России на чуть менее бескрайние
просторы США. Спустя какое-то время старший Аистов почувствовал там себя
духовно опустошенным. Говорит, тяжело на чужбине русскому человеку. И стала
его тонкая оболочка метаться в поисках высшей пищи. Земной, вспоминает
кулинар по образованию Виктор Аистов, там хватало с излишком. Так как сам
Аистов работал шеф-поваром во многих американских ресторанах (и даже как до
сих пор любит говорить, самого Бориса Беккера кормил), то его мнению можно
доверять. На духовном пути Аистова последовательно оказались баптисты,
суфисты и мусульмане, но в конце концов Виктор пришел к кришнаитам.
Понравилось. Причем настолько, что уже в скором времени Виктор в Детройте
прошел инициацию. Ему вручили четки и дали священное имя -- Виджай Раман Дас
-- слуга господа Кришны.
Учение -- свет
В 1995 г. Вайджан Раман Дас со своим младшим сыном вернулись в Петербург.
Намерения их были самыми серьезными. "И до нас в Петербурге существовали
кришнаиты. Но в основном они собираются на квартирах, арендуют небольшие
помещения, кинотеатры, Дома культуры. Мы же решили построить на своем
участке в Лахте храм", -- рассказывает Виктор Аистов.
Никакой самодеятельности в деле храмостроения у кришнаитов нет. Духовный
учитель Аистова -- Говинда Махараджа (он же держатель линии Шри Чайтанья
Сарасват Матх) дал зеленый свет нести учение Кришны на берега Невы. Он же по
приезду в Петербург освятил храм, построенный Виктором.
Розово-зефирное здание на участке размером 25 соток строили 5 лет, чуть
более года храм функционирует в соответствии со своим статусом. Господин
Аистов объясняет причину долгостроя материальными сложностями: "Деньгами
помогал старший сын -- у него серьезная строительная фирма в Штатах. И у нас
что-то было накоплено. Но все равно этого не хватало. Поэтому так долго и
строили. Работала бригада из 15 человек, на 80% -- это прихожане. А раньше
на этом месте стоял деревянный дом, в котором я жил".
Сейчас Виктор Аистов живет в кирпичном доме напротив храма. По словам
Виктора, общая площадь "духовного дома" составляет чуть более 300 м2, но
почему-то кажется, что на самом деле храм больше. Стиль -- что-то среднее
между индуистскими храмами Запада и Востока. Но это и понятно, Россия
все-таки. Розовый цвет выбран не случайно. Еще Эдит Пиаф воспела "жизнь в
розовом цвете", а Виктор Аистов с ней согласился: "Розовый цвет -- это
символ радостного, счастливого сознания. Именно таким оно и становится у
наших прихожан".
На первом этаже храма -- прихожая, гардероб, холл и туалеты. На втором
расположилась алтарная комната. На третьем -- несколько комнат для прихожан.
А еще при храме, но в отдельной пристройке, есть своя кухня, вегетарианская,
конечно, и вследствие этого -- соответствующие запахи в округе. В том же
здании, где и кухня, расположились библиотека и издательский центр. Издает
Виктор Аистов ежемесячный журнал и специальную литературу, чтобы нести
знания в массы.
Суббота -- день открытых дверей в храме. Но если кризис в духовном поиске
придется, например, на понедельник или вторник, можно попытаться зайти и в
эти дни недели. Наверное, пустят. Удостоверение личности с собой лучше
захватить. Проверено -- спрашивают. Всего за год в храме господина Аистова
побывало 200-300 человек, около двух десятков -- приняло его веру. На
вопрос, для чего Виктору Аистову понадобилось строить у себя на участке
индуистский храм, тот отвечает, почти в точности цитируя, "родить сына,
построить дом, посадить дерево". "Хочется что-то оставить после своей жизни.
Кто во что вкладывает деньги. Я решил -- в строительство храма. И другим
останется, и сам успею полюбоваться", -- гордо заявляет Виджай Раман Дас.
Белые одежды
5 часов утра. В красном кирпичном доме, напротив индуистского храма миссии
Шри Чайтанья Сарасват Матха, загорелся свет. Это встал его хозяин -- Виктор
Аистов. А вот служивые храма встают еще раньше -- в 4 утра. Говорят, так
надо -- ведь первая утренняя служба начнется через 2 часа, а им еще
"божеств" надо подготовить. Хозяин храма, как и любой кришнаит, принимает
участие в службах. Он надевает белые длинные одежды (белые, потому что не
монах; у монахов -- розовые) и поет песни и молитвы перед алтарем, на
котором возвышаются три мраморных индуистских божества. Привезены они из
Индии. Петь Виктору нравится. "Раньше я никогда не пел. Попробовал здесь и
втянулся. Я с помощью молитв избавился от курения, перестал употреблять
крепкие напитки. Ум прояснился, стал физически себя лучше чувствовать", --
уверяет он.
Чтобы ученики Кришны не забывали о своих заповедях, время от времени Господь
"дергает" их за косички на затылке. У Виктора Аистова косичка тоже есть.
Правда, маленькая. До плеч не доросла. Но это и неважно. Главное -- чтобы
"связь" работала.
Как истинный менеджер Виктор Аистов контролирует и руководит всей работой в
храме. Следит за отделочными работами, за отоплением, организует святые
празднования и проведение фестивалей. Как кулинар дает рекомендации на
кухне. И всячески пропагандирует гармонию и здоровый образ жизни. Но
почему-то, покидая территорию господина Аистова, очень хочется выкурить
сигарету и выпить бокал пива.