"Грязные" технологии хранят вместе с "чистыми"

В самом центре Петербурга есть место, где мирно соседствуют "грязные" и "чистые" политические технологии.

В самом центре Петербурга есть место, где мирно соседствуют "грязные" и "чистые" политические технологии.<BR><BR>Их внимательно изучают, группируют и показывают всем заинтересованным. На Миллионной улице, что в двух шагах от Дворцовой площади, размещается Музей избирательных технологий.<BR>До последнего времени на политтехнологиях зарабатывали люди с непонятной, с точки зрения русского языка, профессиональной ориентацией -- копирайтеры, криэйторы и имиджмейкеры. Теперь за политические технологии взялись музейные менеджеры.<BR><BR><B>Перекладной музей</B><BR>По большому счету, пока музей не слишком смотрибелен. Большая часть экспозиции представляет собой собрание папок для бумаг. Но в ближайшее время музей станет доступен для посетителей как в реальном, так и в виртуальном пространстве.<br><BR>Мария Соколова, начальник по связям с общественностью проекта "Музей избирательных технологий", по очереди вытаскивает и с гордостью демонстрирует самые ценные экспонаты: плакат, где на фоне красной икры изображена большая ложка икры черной, под которой выведена фамилия кандидата N с надписью: "Моя жизнь удалась"; предвыборную брошюру к 8 Марта с рецептами выпечки печенья, календарем садовода-огородника, советами по уходу за кожей лица и пр.<BR>"Электорат хорошо реагирует на подобные "ухаживания" кандидатов. Полезная информация лучше, чем откровенная агитация. Помимо различных полезных советов, позитивно "работают" программы телепередач, плакаты с известными людьми. В последнее время спросом пользуется Дмитрий Нагиев, -- делится наблюдениями Мария. -- Но с некоторыми экспонатами будут проблемы, потому что непонятно, как их представить публике. Например, вот книжка политических частушек, причем пошлых настолько, что я даже боюсь приводить примеры".<BR>Как ни странно, в настоящий момент в музее больше экспонатов, иллюстрирующих "белые" технологии. Их примерно70% от общего числа. Однако, по мнению сотрудников музея, в отличие от занудных "белых" (родился, жил, работал), "черные" выглядят интереснее, они оригинальнее и часто сделаны с юмором. "Но помимо банальной печатной продукции, есть много футболок, кепок, ручек, значков, календариков... В принципе потенциальный избиратель может неплохо приодеться на выборах и запастись канцтоварами", -- улыбается Мария.<BR><BR><B>Серьезная лапша</B><BR>Координатор проекта "Музей избирательных технологий" Александр Беспалов рассказывает, что музейная идея родилась у сотрудников РМО "Молодежный город" еще в 1999 г. во время очередной избирательной кампании по российским традициям: "Ребята решили создать музей, в котором были бы собраны и "расшифрованы" для избирателей образцы политтехнологической мысли. Все, что материально, -- попадает к нам. С нами сотрудничает большое количество людей, которые живут в разных районах города. За счет этого удается собрать очень многое из того, что появляется в городе, хотя не все, конечно.<BR>Собрать абсолютно все нереально, ради этого нужно не есть и не спать. Потому что утром я иду на работу и вижу одни материалы от кандидата, вечером возвращаюсь и уже раздают другие материалы от того же кандидата".<BR>В музее все материалы проходят двухступенчатый отбор. Сначала они группируются по партиям, кандидатам, по характеру выборов (в губернаторы, депутаты Госдумы и пр.), по регионам, по видам материалов и т.д. Далее из общего массива отбираются образцы с "изюминкой", которые и попадают в число экспонатов.<BR>"Все материалы, выставленные в музее, будут сопровождаться комментариями двух типов. Первый -- серьезный комментарий серьезного специалиста по политическому pr, который опишет технологии, использованные в каждом конкретном агитматериале. Второй комментарий будет написан ироничным доступным языком и адресован широкому кругу визитеров, что-то вроде: "А здесь вы видите, как вам вешают лапшу на уши", -- замечает Александр.<BR>Мария Соколова говорит, что нынешние губернаторские и думские кампании уже подарили музею много новых и интересных единиц хранения -- газеты-двойники, эротические листовки, воздушные агитационные шарики и др.