00:0016 сентября 200300:00
148просмотров
00:0016 сентября 2003
Российские марки бытовой техники выдают за иностранные, чтобы лучше продавались
<BR><BR><B>Российские марки бытовой техники выдают за иностранные, чтобы лучше продавались</B><BR><B>Некоторые из представленных на рынке импортных марок имеют глубокие российские корни</B><BR>Российские производители бытовой техники придумали формулу: как добиться успеха на рынке. И убедились, что она работает.<BR><BR>Они не изобретают кофемолки, телевизоры, пылесосы, стиральные машины и прочее, а придумывают им простое и хорошо запоминающееся название. Новой марке делают хорошую родословную: европейское происхождение. Название пишут латинскими буквами.<BR>Затем остается найти завод, который возьмется за выпуск техники под новой, "европейской" маркой. Как правило, такой завод находится в странах Юго-Восточной Азии.<BR>Позиционируя такой товар на рынке, российские компании делают акцент на низкой цене.<BR>Все это должно, по единодушному мнению маркетологов, завлекать покупателей. Российский потребитель на стадии выбора телевизора или музыкального центра отдает предпочтение известным и дорогим брендам Panasonic и Sony, а покупает чаще всего более дешевые марки Samsung, LG и т.п.<BR>"Продвигать товар под видом иностранного российских производителей заставляют сомнения потребителей в качестве отечественной бытовой техники", -- полагает Михаил Подушко, директор по стратегическому развитию ЗАО "Комкон-СПб".<BR><BR><B>Новорусские бренды</B><BR>Набольших успехов в деле освоения рынка добилась российская компания ООО "Голдер Электроникс". В декабре 2002 г. в рейтинге Национальной торговой ассоциации принадлежащую этой компании марку Vilek признали победителем в номинации "За самую динамично развивающуюся марку аудио-, видео- и бытовой техники класса medium".<BR>Агрессивные новички -- детище торгового российского капитала. "Бренд Vitek зарегистрирован в Австрии 3 года назад, а компания работает на рынке уже 10 лет. Она начинала с торговли импортной бытовой техникой, -- говорит Евгения Литвин, бренд-менеджер ООО "Голдер Электроникс". -- Часть техники Vitek собирается в России. Это чайники и кондиционеры. Все остальное в готовом виде ввозится из Турции, Китая, Гонконга и других стран. В планах компании -- построить в России завод по производству мелкой бытовой техники".<BR>О выводе собственного бренда задумываются все торговые компании, но не все на это решаются. "Наша фирма ориентирована на продажу заведомо качественных вещей известных производителей. Техникой Vitek мы не торгуем. Она не соответствует требованиям нашего целевого сегмента, это техника для потребителей с более низкими запросами. Вывод на рынок товара под собственной маркой -- это серьезное стратегическое решение. Даже если предположить, что такое решение примут, то в любом случае это будет бренд для высококачественной и функциональной техники, предназначенной удовлетворить запросы самых требовательных представителей среднего класса", -- говорит Максим Зеленский, руководитель сектора маркетинга ЗАО "Алеко".<BR><BR><B>Идея не нова</B><BR>Схема построения такого бизнеса достаточно проста: компания обычно не утруждает себя собственными разработками телевизора, кондиционера, музыкального центра, а закупает уже готовую продукцию на иностранных заводах.<BR>Иностранная компания, как правило, производит технику под собственным брендом. Товар в основном продается на внутреннем рынке. Кроме того, компания выпускает продукцию по заказу других фирм и под другой маркой. Эта схема называется original equipment manufacturing (OEM). Она распространена не только в странах Юго-Восточной Азии, но и в ЕС.<BR><BR><B>Все началось с телевизоров</B><BR>Другой способ вывести на рынок собственную марку -- организовать сборочное производство в России. Например, почти все отечественные марки телеприемников -- "Рубин", "Сокол", "Радуга", "Садко" -- собираются здесь из импортных плат, кинескопов и упаковываются зачастую в импортные корпуса. Но эти марки собираются на предприятиях, существующих с советских времен. Остальным приходится строиться заново.<BR>Так, прошедшим летом холдинг "Полар" -- российский производитель бытовой электроники -- запустил завод в Калининградской области. Суммарная мощность всех установленных на заводе линий позволяет выпускать до 2,5 млн единиц техники в год. Из них около 1 млн телевизоров, а остальное -- стиральные машины, пылесосы, СВЧ-печи.<BR>Другой завод по выпуску телевизоров во Владимирской области вводит в строй турецкая фирма Vestel Elektronik. К концу 2003 г. фирма планирует собрать первые 2000 телевизоров. А проектная мощность предприятия составит 2 млн телевизоров в год.<BR><BR><B>На пороге ценовой войны</B><BR>Стремительное развитие производства обостряет конкуренцию и ведет к началу ценовых войн. Например, на рынке телевизоров предложение в следующем году может перекрыть спрос.<BR>Так, два новых предприятия ("Полар" и Vestel Elektronik) по мощностям закроют половину российского рынка. По данным Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), емкость российского рынка телевизоров составляет 6 млн телеприемников в год.<BR>Из них около 3,5 млн собирается на российских предприятиях. И это не только "воскресшие" "рубины", "рекорды", "садко", но и занявшие крепкие позиции в России LG, Samsung, Philips.<BR>Похожая ситуация и в других сегментах рынка бытовой техники.<BR><BR>Не видать им...<BR>Пока на российском рынке, как, впрочем, и на петербургском, господствуют иностранные марки техники. Исключение составляют разве что холодильники. Здесь соседи белорусы заняли хорошие позиции.<BR>Но в целом по рынку на долю именитых заграничных марок приходится более 60% объемов продаж в денежном выражении. "В лидеры рынка отечественные компании в ближайшее время вряд ли выйдут, даже маскируя свою марку под иностранную. Главная причина в том, что рекламные бюджеты, например Samsung или LG, многократно превосходят бюджеты российских компаний", -- считает Михаил Подушко.<BR>