Полиграфисты отказываются от журавля в небе

Типографии сокращают ассортимент оказываемых услуг и увеличивают парк оборудования

<BR><BR><B>Типографии сокращают ассортимент оказываемых услуг и увеличивают парк оборудования</B><BR>Количество полиграфических предприятий, готовых взяться за любой заказ -- от календаря до книги, становится все меньше.<BR><BR>"Года через три конкуренция будет настолько жесткая, что придется сосредоточить усилия на определенном рынке: упаковки, книг, газет, журналов, рекламной полиграфии. Возможно, это приведет к увеличению количества типографий. Они начнут делиться: из одной типографии получится две. Одна будет заниматься рекламной продукцией, а другая -- упаковкой и этикеткой", -- полагает Сергей Радванецкий, президент Союза полиграфистов Санкт-Петербурга.<BR>Процесс выбора специализации набирает обороты. Так, ЗАО "Санкт-Петербургская образцовая типография" переносит производственные мощности по производству упаковки с набережной Черной речки в Старую Деревню (см. "ДП" №165/03, www.dp.ru). На прежнем месте останется часть оборудования для печати книжно-журнальной продукции. "Разделение производства вызвано тем, что стало невозможно на одной площадке выпускать коробочки, журналы и книги. Разные требования к оборудованию, персоналу", -- объясняет причины происходящего Алексей Лукин, менеджер по маркетингу ЗАО "Санкт-Петербургская образцовая типография".<BR>Всего в Петербурге действует 500 типографий. И только несколько из них еще с советских времен специализируются на выпуске определенной продукции. Такие, как ООО "Полиграфоформление-ОФСЕТ", ГП "Печатный двор" или ГУП "Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс", и им подобные. Первая выпускает упаковку, а последние -- книжную и газетно-журнальную продукцию.<BR><BR><B>Сценарий</B><BR>Большинство типографий в городе на Неве зародилось в середине 90-х гг. Тогда печатный станок не покупал разве что ленивый. И все эти типографии брали в печать все, от карманных календарей до альбомов по искусству, даже если на предприятии и не было оборудования, позволяющего изготовить такую продукцию.<BR>В рядах полиграфистов крепла кооперация: одни типографии из-за нехватки мощностей размещали заказы полностью или частично на других предприятиях. Страдало от этого, как правило, качество.<BR>В условиях растущей конкуренции цены на полиграфическую продукцию стремятся вниз. В то же время дорожает картон, бумага, прежде всего импортного производства, из-за девальвации рубля.<BR>Возникла потребность в сокращении издержек. Однако снизить их при обширной кооперации непросто. Тогда многие типографии начали докупать необходимое оборудование, повышая тем самым производительность труда и сокращая накладные расходы.<BR><BR><B>Замедление</B><BR>С 1996 по 2003 г. внутреннее производство в отечественной полиграфии выросло вдвое. По данным управления полиграфической промышленности Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и СМИ, внутри страны производится полиграфической продукции на $2 млрд и на $0,5 млрд ввозится из-за границы. Таким образом, общая емкость рынка составляет $2,5 млрд.<BR>И сейчас полиграфисты отмечают замедление темпов роста спроса. Первыми это на себе ощутили поставщики печатных станков и прочего. "Спрос в этом году такой же, как и в прошлом году, так как рынок пока стабилен. И заметного роста мы не ожидаем", -- уверен Юрий Ибрагимов, директор по маркетингу и продажам ЗАО "Иприс".<BR>По данным Госкомстата РФ, картина получается и вовсе печальная: полиграфисты заняли второе место с конца по темпам роста производства среди 15 основных отраслей российской промышленности. Промышленный спад в этой отрасли в январе -- июле 2003 г. составил 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.<BR><BR><B>Блестящие</B><BR><B>перспективы</B><BR>Почти все секторы полиграфической промышленности пережили инвестиционные всплески. Наиболее сильный происходил в самом емком секторе промышленности -- упаковки -- с 1996 по 2001 г. Тогда полиграфисты энергично покупали оборудование для цветной печати.<BR>"В это время быстро появлялись новые марки потребительских товаров. А полиграфия -- обслуживающая отрасль. Она идет следом за общими тенденциями в экономике. Сегодня, например, быстрее других на упаковочном рынке растет сектор полимерной упаковки -- полиэтиленовые мешки, пакеты, пластиковые баночки, контейнеры и т.д.", -- говорит Сергей Радванецкий. Поставщики оборудования это подтверждают, отмечая растущий спрос на флексографское оборудование. Оно используется для нанесения изображения на полимерную упаковку.<BR>Так что по мере появления на потребительском рынке новых брендов требования к качеству оформления товара будут расти. В этом, по мнению Алексея Лукина, главная причина стремительного развития упаковочного сектора полиграфии.<BR>Другие секторы полиграфической промышленности тоже не стоят на месте. "В прошлом году из-за введения НДС на книги печатники пережили спад производства. Зато за 8 месяцев этого года выпуск продукции подрос на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", -- говорит Михаил Копыт, коммерческий директор ОАО "Иван Федоров".<BR>В целом перспективы у российских полиграфистов просто замечательные. Их можно оценить, сравнив потребление картона и бумаги в России с аналогичным показателем в более развитых странах.<BR>Так, каждый россиянин потребляет в год около 30 кг бумаги и картона.