Компании заглядываются на ярмарки

Работодатель выбирает способ подбора персонала

<BR><BR><B>Работодатель выбирает способ подбора персонала</B><BR>Ярмарки вакансий, организованные компанией для набора большого числа сотрудников "под себя", могут стать альтернативой услугам кадровых агентств. Последние так не считают.<BR><BR>По данным рекрутинговых компаний, около 80% подбираемого персонала -- массовый персонал. От уборщиц и грузчиков -- до администраторов и представителей компаний.<BR>"Сегодня открывается большое количество новых производственных компаний, они расширяются, на рынок приходят крупные сети, и всем им требуется большое количество новых сотрудников, -- говорит Татьяна Рожкова, директор СПб отделения Kelly Commercial. -- Следуя тенденциям рынка, Kelly Services приняло решение о выделении c августа 2003 г. отдельного бранча -- Kelly Commercial, которое занимается массовым подбором для промышленных предприятий, торговых сетей, отелей и для поддержки проектов по продажам".<BR><BR><B>Сжатые сроки</B><BR>Компании, которым требуется набрать большое число сотрудников, обращаются за услугами кадровых агентств или занимаются самостоятельным поиском. Один из вариантов самостоятельной работы -- организация ярмарки вакансий своей компании.<BR>Недавний пример -- подбор сотрудников для работы в магазине "ИКЕА Кудрово". Компания провела собственную ярмарку вакансий. За 9 дней "ИКЕА" отобрала 400 человек из почти 10 тыс., посетивших ярмарку.<BR>В компании говорят, что это традиционный для них способ набора персонала.<BR>"Нам необходимо было единовременно набрать 400 человек за короткий срок, -- рассказывает Юлия Милорадова, директор по кадрам магазина "ИКЕА Кудрово". -- Мы организовали ярмарку вакансий по нескольким причинам. Во-первых, рекрутинговые агентства не рассчитаны на такие массовые наборы. Во-вторых, их услуги стоят больших денег, чем проведение собственной ярмарки. В-третьих, у "ИКЕА" -- своя культура и подобные ярмарки -- часть бизнес- идеи".<BR>Как говорят в "ИКЕА", специальное образование и опыт работы от кандидатов не требовались. Главное, чтобы человек разделял основные для компании ценности.<BR>"Опыт для нас не важен, мы сами обучаем своих сотрудников. К тому же большинство специальностей не требуют особой квалификации. Мы не набирали топ-менеджеров, все руководители -- работники нашей компании. Раньше они работали в московских магазинах рядовыми сотрудниками", -- рассказала Юлия Милорадова.<BR><BR><B>Цена вопроса</B><BR>Помимо верности традициям "ИКЕА" решила набирать персонал и в целях экономии. Если при поиске персонала для московских магазинов компания пользовалась услугами рекрутинговых агентств, то в Петербурге полностью положилась на свои силы.<BR>"Конечно, проведение ярмарки вакансий стоит дешевле, чем услуги внешних компаний. Но цена это ничто по сравнению с качеством кампании по набору персонала. Главное -- это результаты, которые мы получаем. Люди реально, без дополнительных барьеров могут ощутить, что представляет собой наша компания, кто как в ней работает, посмотреть в глаза реальности, -- говорит Юлия Милорадова. -- Для проведения ярмарки мы подготовили собственных рекрутеров из числа менеджеров компании. Они лучше знают, какие люди нужны "ИКЕА". На ярмарке у них была возможность посмотреть в глаза кандидатам, показать им, что их ждет, и уже на первом этапе сделать выбор".<BR><BR><B>Профессионализм</B><BR><B>и опыт</B><BR>По мнению специалистов рынка труда, ярмарки вакансий имеют право на существование, но их эффективность находится под вопросом.<BR>"Эффективность ярмарки вакансий достаточно высока в случае необходимости массового набора персонала с минимальными профессиональными навыками, -- говорит Юлия Ручина, заместитель генерального директора ЗАО "БизнесЛинк Персонал". -- Необходимость в проведении такой ярмарки возникает у компании в случае выхода на рынок либо в случае масштабного расширения. Ярмарка вакансий позволяет компании сформировать собственную базу данных кандидатов, минуя агентство.<BR>Именно в случаях массового набора персонала, посредством ярмарки вакансий компания может сэкономить значительные средства на подборе. Во всех иных случаях компаниям, как правило, выгоднее обращаться в агентство".<BR>"У нас есть большой опыт набора массового персонала. Для одной торговой сети мы подобрали порядка 800 человек, -- говорит Татьяна Рожкова. -- Должна сказать, не многие компании идут на самостоятельный массовый набор. Для этого необходимо сформировать группу рекрутеров, иметь специальные помещения и техническое оснащение. Но и этого может быть недостаточно -- необходим профессионализм и опыт подобных проектов. Это как в случае с ремонтом в квартире: его можно сделать самостоятельно, а можно нанять бригаду профессионалов, которая все сделает быстрее и качественнее.<BR>Так вот рекрутинговое агентство и есть такая бригада. Компании по подбору персонала подготовлены и с психологической точки зрения, и технически, чтобы справиться с огромным потоком кандидатов. Специалисты точно знают, где и как размещать рекламу, чтобы привлечь нужный контингент кандидатов. Кроме того, у них существует огромная база данных, позволяющая быстро представить требуемый персонал".<BR><BR><B>Путь подбора</B><BR>Татьяна Рожкова ставит под вопрос экономию денег за счет отказа от услуг рекрутинговых агентств при массовом подборе персонала. Ведь в случае с ярмаркой вакансий необходимы существенные затраты: аренда помещения, обеспечение его компьютерами, другой техникой, оплата работы специальных сотрудников -- все это стоит денег. По ее мнению, если бы проведение ярмарок обходилось дешевле, многие компании перестали бы обращаться в кадровые агентства, переключившись на организацию ярмарок.<BR>"Проведение ярмарки вакансий, на мой взгляд, -- говорит Татьяна Рожкова, -- не столько экономия средств, сколько часть корпоративной политики. Конечно, компания вправе сама выбирать, какой путь подбора персонала для нее удобнее и выгоднее".<BR>Компания "Метро кэш энд кэрри" при поиске сотрудников для своих магазинов пользовалась услугами кадровых агентств. Источник в компании, просивший не называть его имени, сообщил, что компания не использует ярмарки вакансий из-за отсутствия на них кандидатов подходящего социального статуса: "На них приходят люди без работы, в отличие от кадровых агентств, куда обращаются люди, имеющие работу, но желающие улучшить ее". Впрочем, источник отметил, что ярмарки -- новый опыт в подборе кадров, будет ли его использовать компания -- покажет будущее.