Георгий Котов летает на "дрынолете" и других учит

Летать можно по-разному. Можно во сне. Можно наяву.

<BR><BR>Летать можно по-разному. Можно во сне. Можно наяву.<BR>А можно на аэрошюте.<BR><BR>Эту новую для петербургского глаза модель сверхлегкого летательного аппарата завез в город заместитель генерального директора ООО "Северо-Западная строительно-монтажная компания" Георгий Котов. Он же первым из горожан опробовал аэрошют и начал учить летать на нем желающих.<BR><BR><BR>"Летающий слон"<BR>Вот уже почти 2 года в петербургском небе время от времени появляется "тележка" на трех колесах с мотором и куполом то ли от парашюта, то ли от параплана. Наблюдая за поведением этого аппарата в воздухе, на ум почему-то приходит сравнение со слоном. С одним небольшим исключением: слон перемещается по земле, аэрошют -- летает. Но тоже неспешно и уверенно. Правда, и звуки, издаваемые "машиной", больше схожи с мотоциклом. Некоторые самые внимательные зрители могли увидеть подобную летающую конструкцию еще раньше. В фильме "Целого мира мало" агент 007, точнее дублирующий его каскадер-пилот, парил именно на ней. В местном же небе аэрошют появился, можно сказать, почти случайно. "В 1996 году я, работая горным гидом, водил на пик Коммунизма чемпионку мира по парашютному спорту американку Диди Бартлей. Тогда она мне и рассказала об аэрошютах -- ее муж владел фирмой, производящей эти летательные аппараты. По приезде в Штаты она выслала мне в Петербург рекламный буклет с аэрошютами. Вот тогда я впервые и увидел, как выглядят эти машины, но купить пока не решился. А когда перестал серьезно заниматься альпинизмом, то чтобы компенсировать нехватку притока адреналина, задумался о приобретении аэрошюта. К тому же в детстве, как и любой мальчишка, я мечтал стать летчиком", -- вспоминает Георгий Котов. Учиться летать на аэрошюте он поехал в США, в фирму Six Chuter, где и узнал о существовании этого аппарата. "Инструктор прокатал меня минут 20. После чего мы приземлились, и он дал указание мне лететь одному. Сам же остался на земле. Я немного разбирался в технических вопросах, так как раньше летал на параплане, поэтому испугался несильно. Учил он меня управлять этой машиной с помощью рации. Но дело в том, что во многих командах использовался английский сленг, из-за чего мне приходилось о многом только догадываться. Мой первый самостоятельный полет длился минут 20-25, первые 15 минут я успокаивался, ждал, пока перестанут трястись руки и ноги", -- улыбаясь, вспоминает Георгий. Обучение заместитель генерального директора прошел успешно. Пролетав в сумме 7 часов на аэрошюте и сдав необходимые экзамены, он получил удостоверение пилота и с этим вернулся домой. Спустя несколько месяцев Георгий и его компаньоны по бизнесу выписали из Штатов первый аэрошют.<BR><BR>"Дрынолетчики"<BR>Сейчас у господина Котова столько часов налета, что ему может позавидовать любой настоящий летчик. "Около 500", -- с гордостью заявляет он. Но катать своего первого пассажира ("тележка" у аэрошюта двухместная) -- генерального директора ООО "Северо-Западная строительно-монтажная компания" Александра Дубовикова -- он стал, имея более скромный груз за плечами -- все те же 7 "американских" часов. "Если честно, было страшно, ведь ответственность за чужую жизнь значительно больше, чем за свою. Александру пришлось довериться, можно сказать, "чайнику", то есть мне", -- вспоминает Георгий. Господин Дубовиков доверился и не пожалел, причем уже в скором времени они с Георгием поменялись местами. Теперь уже генеральный директор стал катать своего заместителя.<BR>Сейчас Георгий Котов не боится брать к себе на борт пассажиров. Ему даже больше нравится летать в компании, а не одному. "Когда я летаю один, то начинаю хулиганить -- разные маневры проворачивать. В принципе аэрошют может делать все те же самые фигуры в воздухе, что и самолет. За исключением "мертвой петли". А в дуэте даже интереснее летать. Бортовая связь позволяет общаться, обмениваться впечатлениями. Хотя быть пилотом для меня все-таки предпочтительнее, нежели пассажиром. Только так я могу контролировать ситуацию. Когда она не "в моих руках" -- у меня шок. На сегодняшний день я прокатил уже несколько сотен человек. В глазах видел страх только у двоих. Одна из них была профессиональной баскетболисткой, другая -- танцовщицей. Но больше всего мне запомнилась 6-летняя девочка, вот у нее, наоборот, столько радости и счастья было в глазах -- не описать! Вообще я всегда смотрю на своего пассажира во время полета, аэрошют это позволят. Я могу задать направление полета и делать все что угодно -- аппарат управляется ногами. Люблю снимать окрестности на фото- или видеокамеру", -- рассказывает пилот-инструктор.<BR>Помимо своего директора, господин Котов обучил летать на аэрошюте около десятка человек. Двое из них уже приобрели такую летающую машину и для себя. Интересно, что в своем кругу они аэрошют называют "дрынолетом". Понятие это придумал генеральный директор Александр Дубовиков. Говорит, есть такое слово в русском языке "дрын", означает оно что-то типа палки, которой дерутся. Пилоты аэрошютов палками не машут, однако в их летающей машине есть вертикальная ручка (отвечает она только за управление передним колесом аэрошюта). Александру Дубовикову она чем-то напомнила "дрын", в ее честь он и назвал аэрошют. А пилотов соответственно "дрынолетчиками".<BR>Хотя в Федерации воздушного спорта можно услышать еще одно название аэрошютов. Там их именуют паралетами. Название это дали по аналогии с такими летающими объектами, как самолеты и дельтолеты.<BR><B>Птица</B><BR>Как пассажиром, так и пилотом аэрошюта может стать практически любой. Для выполнения пассивной функции в "летающем слоне" достаточно быть смелым. Для активной роли -- получить свидетельство пилота сверхлегкого летательного аппарата. Ограничений по полу, ура, нет. По весу -- тоже. Аэрошют способен поднять 250-260 кг, при том что сам весит около 110 кг. Однако "питается" он бензином, 92-м, и никак не меньше. Скорость аэрошют способен развивать небольшую -- 40-50 км/час. Но это и хорошо, говорят "дрынолетчики". "Вообще я люблю летать на небольших высотах -- метров 200-300 над землей. Благодаря невысокой скорости аэрошюта на такой высоте можно успеть все подробно рассмотреть. И почувствовать себя птицей, скорость-то ничуть не больше. А настоящие птицы с нами даже играют. Однажды к моему аэрошюту подлетела чайка. Она долго и громко кричала. Чего ей надо было -- не знаю", -- рассказывает Георгий Котов.<BR>Для взлета "дрынолету" аэродром не требуется, достаточно 30-50 м ровной полянки. Инструктор Котов настоятельно не рекомендует летать под сильным дождем или при сильном ветре. Зимой можно и даже нужно. Только колеса на лыжи у аэрошюта нужно не забыть поменять. Георгий говорит, что в холодный сезон воздух спокойнее и в это время лучше всего учиться управлять аппаратом.<BR>Говорят, аэрошюты появились в конце 80-х -- начале 90-х годов. По поводу места рождения информация противоречива. Скорее всего это произошло либо в Канаде, либо в США. Число фирм, производящих аэрошюты, в этих странах растет как на дрожжах. Их уже более двух десятков. В Европе таковых значительно меньше. Однако и там и там на аэрошютах не только летают в качестве развлечения, но и используют в службах спасения и в сельском хозяйстве. Не так давно стали их производить и в Москве. Вроде удачно, но пока не массово. И в Петербурге пробовали. Студенты Московского авиационного института в сотрудничестве с Российским космическим агентством построили его для летчика-каскадера Александра Бегака, который намеревался к 300-летию города пролететь на нем от Петербурга до Москвы. Не удалось. Сначала в воздухе вышла из строя стойка шасси, а потом и двигатель. Пришлось совершить вынужденную посадку в Новгородской области.<BR>