Игорь Русу: "Сегодня нам не потянуть этот проект"

Последнее время с разных сторон раздаются предложения, призывы, лозунги по поводу переноса порта на строящуюся дамбу.

<BR><BR>Последнее время с разных сторон раздаются предложения, призывы, лозунги по поводу переноса порта на строящуюся дамбу.<BR><BR>Это довольно сложный и острый вопрос. Я считаю, что такие предложения как минимум преждевременны. При совершении того или иного действия надо понимать, к чему это действие приведет. А на сегодняшний день никто из тех людей, которые выдвигают данную идею, не обозначил, зачем это нужно и что это повлечет за собой.<BR>Некоторые рассчитывают получить под идею переноса порта на дамбу денежные средства международных кредитных организаций. Я лично не думаю, что сегодня возможно получить такие инвестиции для того, чтобы достроить дамбу. Эта идея не выдерживает никакой критики, поскольку все те, кто ее декларирует, слабо себе представляют, что значит обосновать подобный проект с экономической, экологической, социальной точек зрения. По предварительным оценкам, стоимость такого проекта значительно превышает $10 млрд. А поскольку необходимость завершения строительства дамбы очень остра, перенести порт на дамбу -- значит погубить этот проект.<BR>На самом деле нам не нужно изобретать велосипед. Можно просто посмотреть, как на сегодняшний день развиваются крупные портовые города Европы. Да, бывают такие варианты, когда порт расположен в центре города и город развился до такой степени, что места на его дальнейшее развитие не остается. Тогда городские власти совместно с федеральными органами принимают решение о выносе порта за черту города. У нас в Петербурге порт находится практически в центре города. Но сказать, что город уже так плотно обступил порт со всех сторон, что ему физически некуда развиваться, наверное, сегодня не сможет никто.<BR><BR><B>Что имеем</B><BR>Если внимательно посмотреть на карту города, видно, что существует огромное количество "серых пятен", на которых различного рода промышленные предприятия расположены в более выгодных и приемлемых для развития города местах. Например, территория южнее Обводного канала фактически не приспособлена для жилья -- это промышленная зона с большим количеством предприятий, многие из которых сегодня либо не функционируют вообще, либо действую крайне неэффективно. Их как раз и можно перенести за черту города и использовать оставшиеся территории под жилищное строительство, гостиницы, рекреационные зоны и так далее. Это довольно серьезная и глобальная работа, которая должна стать составной частью генерального или стратегического плана развития города.<BR>Второй вопрос заключается в том, куда переносить порт, если это все-таки произойдет. Почему именно на дамбу? А что делать с оставшейся территорией? Создавать рекреационные зоны? Очевидно, это будет не лучшее решение, так как вокруг порта существует большая промышленная портовая зона: предприятия судоремонта, машиностроения, судостроения и так далее.<BR>Почему никто не предлагает перенести на дамбу судостроительные и судоремонтные заводы? Они тоже расположены в центре города: ОАО "Балтийский завод", ОАО "Кировский завод", ФГУП "Адмиралтейские верфи".<BR>Очевидно, потому, что из всех промышленных предприятий, которые имеют выход к морю, порт наиболее динамично развивается, и все понимают, что его деятельность по перевалке внешнеторговых грузов очень эффективна и привлекает все большее количество инвесторов. Но все предлагаемые тезисы ничем не подкреплены. Никто из городской администрации не выразил четкого и убедительного мнения по этому поводу. А ведь в первую очередь городская администрация, которая отвечает за развитие города, должна решать подобные вопросы.<BR><BR><B>Повторюсь</B><BR>Также за последние несколько лет городской и федеральный бюджеты выделили немало денежных средств на развитие Большого порта Санкт-Петербург. Были также выделены и частные инвестиции для создания эффективных условий развития производства. И сегодня нельзя об этом забывать, иначе подвергается сомнению целесообразность деятельности людей, принимавших решение о вложении средств в порт. Ведь все было спланировано и продумано. Инвестиции, вложенные в порт, должны не просто вернуться, а принести доход. Это вопрос настолько многогранный, что на него сегодня однозначно ответить можно только теми фразами, которые я сказал в самом начале. Это все преждевременно. <BR>Мы должны рассчитывать свои силы. Речь идет об инвестициях в десятки миллиардов долларов. Сегодня этот проект не по силам ни городскому, ни федеральному бюджетам.<BR>Проект строительства дамбы стал очень актуальным на сегодняшний день. И очень удобно под него привлечь еще денег. Но никто не задумался о том, к чему это может привести с экономической и экологической точек зрения. Нормального, профессионально обоснованного мнения на этот счет я еще не слышал. А заявления политиков, строителей и других заинтересованных лиц ничем не подкреплены.<BR>Повторюсь еще раз: сегодня нам не потянуть этот проект, да и смысла в этом я пока не вижу. Доводы о нехватке портовых мощностей на Северо-Западе ничем не обоснованы. Сегодняшние исследования рынка показывают, что существующих мощностей порта Санкт-Петербург и строящегося порта в Усть-Луге на ближайшее десятилетие будет вполне достаточно. Избыток портовых мощностей в регионе приведет только к негативным последствиям.<BR>Другой вопрос, эффективно ли работает порт. Но это уже вопрос городской администрации. Я могу сказать, что порт является очень важной частью городской экономики и городского бюджета. Это целая транспортная система, которая является кровеносными сосудами любой экономики, и если система работает хорошо, то это большое достижение для экономики страны.<BR><BR><B>С другого входа</B><BR>В заключение хочу сказать, что если мы хотим, чтобы наш город был европейским и удобным для проживания, то мы должны действовать и принимать меры сейчас, а не ждать, когда эта система заработает через десятки лет. Сегодня наш город неудобен для проживания. Посмотрите, что у нас творится с экологией, с транспортом, с жильем. Нужно для начала создать действительно благоприятный инвестиционный климат.<BR>Необходимо увеличить поток туристов в Петербург, а для этого надо создать соответствующие условия. Давайте построим современный морской пассажирский комплекс, улучшим условия пребывания туристов в нашем городе, и тогда поток увеличится. Это, в свою очередь, привлечет инвесторов, и система начнет работать. При этом это не глобальный, а вполне реализуемый проект. Чем больше туристов будет посещать Петербург, тем больше денег будет получать городская казна.<BR>Очень хочется верить в то, что новая администрация сможет реализовать все эти проекты. Помочь нашему городу могут только люди, живущие в нем, и городская власть. Только они могут понять и решить, что хорошо для города".<BR><BR><B>Полную версию материала</B><BR>читайте на www.dp.ru