"Чайники" сливают деньги в горах

Коммерческий альпинизм в Петербурге существует благодаря "чайникам" -- как местным, так и заграничным. Объяснение тому очень простое -- "профи" привыкли сами подниматься на вершины, пусть и путем многолетних тренировок.

Коммерческий альпинизм в Петербурге существует благодаря "чайникам" -- как местным, так и заграничным. Объяснение тому очень простое -- "профи" привыкли сами подниматься на вершины, пусть и путем многолетних тренировок.<BR><BR>Это только в книгах и песнях горы -- труднодостижимый объект. В прозаичной жизни набирающий обороты коммерческий альпинизм обещает: "Благодаря нашему сервису взойти на такую гору, как, например, Эльбрус, может любой новичок -- был бы он физически здоров".<BR><BR><B>Хит-парад</B><BR>Первые фирмы, специализирующиеся на коммерческом альпинизме, появились в Петербурге еще в конце 80-х.<BR>Однако бума не последовало. Соотечественники, умеющие лазить по горам, делали это самостоятельно. Новичков же поначалу было мало.<BR>На западе все было раньше и стремительнее. Видимо, западных людей не пугало отсутствие у них горного опыта. На вершины им хотелось и без него. Например, в США за деньги стали активно поднимать в горы еще в 60-е. Ежегодный прирост фирм по коммерческому альпинизму здесь составляет примерно 12-15%.<BR>В Петербурге фирм, занимающихся организацией горных восхождений, функционирует около десятка. В среднем каждая фирма продает от 30 до 100 туров в год на горные вершины. Вполне возможно, коммерческим альпинизмом зарабатывают и отдельно взятые горные гиды, однако свою деятельность они стараются не афишировать. Самая покупаемая гора -- Эльбрус. Второе и третье места поделили между собой Белуха и Килиманджаро.<BR><BR><B>"Мухи" на Эльбрусе</B><BR>На первый взгляд, коммерческий альпинизм -- чрезвычайно выгодный бизнес. Стоимость тура восхождения доходит до $600-1000 и более (не считая авиаперелета). При этом затраты на инфраструктуру минимальны. Организаторам не надо отчислять деньги владельцам комфортабельных гостиниц и рестораторам: клиенты сами прут в гору рюкзаки, ставят палатки и потребляют приготовленные на примусе полуфабрикаты.<BR>Однако горы есть горы -- всегда надо брать в расчет фактор риска. Некоторые профи относятся к новичкам в горах, примерно так же, как бывалый шкипер -- к женщине на корабле.<BR>"На днях мне позвонила коллега и, узнав, что я только с Кавказа, сообщила о своих друзьях, которые тоже собираются взойти на Эльбрус. Путевку они уже приобрели. На мой вопрос, есть ли у них опыт восхождения, она ответила: "Нет, но в фирме обещали, что это несложно и обязательно взойдем", -- рассказывает Юрий Виноградов, директор Петербургского филиала ЗАО "Межрегиональный инвестиционный банк", а также чемпион СССР по туризму 1981 г. Вообще, помимо открывающихся взору с вершины пейзажей, господин Виноградов повидал за свои горные годы разное: "Когда я был на Монблане, видел, как привязанные к гиду людишки, не обладающие соответствующей координацией, поднимаются на гору. Вернее сказать, их тащат по направлению к вершине. На Эльбрусе ситуация точно такая же. Во время акклиматизационного треккинга и после, при восхождении, я здесь встречал массу новичков. Складывалось такое впечатление, что гора облеплена восходящими, будто мухами. Обычно они выделяются разношерстной одеждой и таким же снаряжением, полным отсутствием элементарной техники. Например, в Приэльбрусье на леднике я увидел немолодую даму, бредущую вниз в валенках с примотанными к ним кошками. Фирмы продают услугу такой, какая она есть, а люди покупают. Профессиональное обмундирование стоит более $2тыс. на человека и, видимо, не всем турфирмам это по карману".<BR>Из своих горных наблюдений Юрий Виноградов сделал выводы, что в последние годы в нашей стране, да и во всем мире, стали пропагандировать доступность любого горного маршрута для каждого мало-мальски физически здорового человека.<BR><BR>Валенки, валенки...<BR>Какая фирма предоставляет валенки вместо специальных ботинок, выяснить не удалось. Известно, что петербургская. На Эльбрус новичков поднимают три местные фирмы.<BR>Директор компании "Неизведанный мир" Егор Чураков помочь в поисках не смог: "Конечно, сбои возможны. И много лет назад, когда мы только начинали работать, у нас не было склада и соответственно держать по нескольку пар ботинок всех размеров было сложно. Но сейчас все иначе. Есть и склад, и все необходимое снаряжение. Наш гид учит клиентов пользоваться веревкой, ледорубом, ходить на "кошках". Именно поэтому тур длится 10 дней. Цена от этого растет, но мы зарабатываем в основном на иностранцах. Они составляют 85% наших клиентов".<BR>Каждая из фирм выходит из положения по-своему. К примеру, турфирма "ЛенАльпТурс", работающая в демократичном сегменте горного туризма, настоятельно рекомендует брать свою экипировку. Если таковой нет, можно взять в аренду уже на месте. За отдельную плату.<BR><BR><B>Супергерой</B><BR>Рост числа горных "чайников" господин Виноградов объясняет просто: "Народ потянуло на экстрим, на приключения. А горный туризм и альпинизм требуют постоянных тренировок. У людей нет времени и желания тренироваться, а взойти хочется. Эльбрус, например, очень престижная вершина. Народ, чтобы утвердиться в глазах окружающих, залезает на вершину. А высококлассные альпинисты-гиды помогают им в этом. Вообще-то они любого "чайника", предварительно подготовив, могут затащить на вершину".<BR>Егор Чураков поддержал геройскую версию: "Мы продаем около 20-30 туров в год на вершины. Покупают восхождения люди среднего класса. Они хотят стать героями, крутыми парнями с картинок модных журналов. Чаще их выбор падает на Эльбрус. Эта гора именитая, символическая, обвешанная регалиями. Все-таки -- высочайшая вершина Европы. Продать такую гору достаточно легко. Ее имя работает за нас. Бывает, что Эльбрус заказывают состоятельные женщины в подарок своим мужьям или просто любимым мужчинам. Вторая по спросу вершина -- Килиманджаро. Тоже символическая, к тому же Африка -- это все еще экзотика".<BR>По наблюдениям Егора, среднестатистический клиент, впервые желающий залезть на вершину (а таковых большинство), -- человек бизнеса, выполняющий рутинную неинтересную работу. Пользуются их услугами юристы, финансовые директора, брокеры. Возраст -- 30-40 лет. У западного клиента -- такие же характеристики. Чаще это мужчины. Встречаются и женщины, желающие утвердиться подобным способом. Один клиент фирмы Чуракова самоопределился: "Все мои друзья по чему-нибудь да "сходят с ума". Кто-то -- по женщинам, кто-то -- по горным лыжам, некоторые фанатеют от дайвинга, некоторые -- от фотографирования. А я ни по чему не схожу с ума. Вот мне и нужно понять, по чему я буду сходить с ума всю оставшуюся жизнь".<BR><BR><B>Табу</B><BR>У профессионалов коммерческого альпинизма есть и свои табу.<BR>Например, "Неизведанный мир" не водит новичков на Эверест. Егор Чураков объясняет это кратко: "Горы -- это вам не шутки". Хотя время от времени к нему звонят с вопросами подобного содержания: "В горы я не ходил, но вот на Эверест хочу подняться. Сколько это стоит и когда отправляемся?" Егор говорит, если "новичок" просится на высочайшую вершину мира -- значит, он совсем ничего не понимает в горах.<BR>Даже западные фирмы водят туда только тех, у кого в послужном списке есть хотя бы один "семитысячник". "Я 12 лет проработал в английской альпинистской турфирме гидом. Водил в основном новичков-иностранцев на Эльбрус и "семитысячники" тогда еще Советского Союза. А в 1997 г. на Эвересте погиб один из клиентов этой фирмы. Его родственники начали судиться, в результате чего компания перестала существовать", -- делится опытом горный гид Георгий Котов.<BR>Вообще водить новичков на горные вершины -- бизнес рискованный. Об этом говорят и сами представители фирм коммерческого альпинизма. "В конце 90-х я поехал в Соединенные Штаты в фирму, специализирующуюся на коммерческом альпинизме.<BR>В тех треккинговых маршрутах, куда мы ходили, новичков за 2-3 дня обучали тому, чему в советские годы в нашей стране учили на протяжении 2-3 лет. И водят новичков на такие вершины, на которые все в те же времена у нас можно было пойти только после четырех сезонов пребывания в горах.<BR>Подготовка экстерном дает о себе знать. Гид, конечно, страхует клиентов, но гарантированно оградить от всех печальных случаев нельзя. Новичок все равно может сделать что-то не так", -- рассказывает Егор Чураков.<BR>