Такси долго "парились", соревнуясь с извозчиками

В истории общественного транспорта в Петербурге все просто и понятно почти до середины XIX века. Дальше -- не менее чем на полстолетия -- растягивается "смутное время".

В истории общественного транспорта в Петербурге все просто и понятно почти до середины XIX века. Дальше -- не менее чем на полстолетия -- растягивается "смутное время".<BR><BR>Да, индивидуальных предпринимателей и наемных работников, занимающихся перевозкой пассажиров при помощи тягловой силы, то есть извозчиков, в столице было много. Уже в 1750 г. -- около 3 тыс., а к 1900 г. в Петербурге насчитывалось почти 16 тыс. легковых и около 23 тыс. грузовых извозчиков. Однако уже в первой половине XIX века извоз не мог справиться с объемами перевозок по городу пассажиров и грузов.<BR>Попытки изготовления индивидуальных самобеглых колясок были предприняты еще до 1837 г. -- то есть до постройки железной дороги Петербург -- Царское Село. Речь шла о повозке с паровым двигателем подобной самоходному дилижансу, построенному в Лондоне в 1833 г.<BR>Однако проектирование и изготовление такой повозки задерживалось из-за отсутствия в столице мало-мальски пригодных для езды дорог. Петербургские мостовые уже в то время пользовались у потребителей дурной славой. На бесчисленных ухабах без конца ломались экипажи и ноги лошадей. На таких дорогах применение самоходных повозок было бессмысленным. Все попытки исправить положение были безуспешны до 1832 г., когда изобретатель и предприниматель Василий Гурьев реализовал новый принцип дорожного покрытия -- торцевую деревянную мостовую на трассе от Зимнего дворца по Невскому проспекту, а также по Садовой и Большой Морской улицам.<BR>Дороги стали лучше, рынок был подготовлен -- и в 1836 г. тот же Василий Гурьев выпустил книгу "Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов посредством компаний", посвященную самоходным повозкам для перевозки пассажиров и грузов. Гурьев в тесном единстве рассматривал вопросы создания дорог и самоходного транспорта на основе паровых двигателей. По сведениям газеты "Петербургский листок" от 22 марта 1898 г., Гурьев считал возможным, используя "сухопутные пароходы", открыть сообщение между Петербургом и Ораниенбаумом. Однако идеи предпринимателя были реализованы лишь в конце XIX века. "Петербургская газета" от 19 ноября 1887 г. в статье "Паровой экипаж" сообщила, что французский инженер Poсe построил паровой экипаж, способный ездить по "обыкновенным" шоссейным дорогам со скоростью 18 верст в час. Примерно в это же время в России на заводе "Дукс", принадлежащем акционерному обществу во главе с Ю.А. Меллером, стали изготавливаться самоходные паровые повозки, которые вначале комплектовались заграничными комплектующими, а затем и отечественными. Эти повозки сначала получили название локомобилей, а только затем -- автомобилей.<BR>11 сентября 1896 г. Министерство путей сообщения издало постановление "О порядке и условиях перевозки грузов и пассажиров по шоссе "..." в самодвижущихся экипажах". Дальше все было в прямом и переносном смысле делом техники. Городская управа Петербурга разрешила автоизвоз в августе 1906 г. Вскоре по Петербургу уже колесили 150 "автомобилей для поездок одиночных горожан по заказанному ими направлению и расстоянию".<BR>