Николай Меренков: "Основной критерий при выборе вещей для закупок один -- личный вкус байера"

Три года назад в бутике "День и Ночь" появился новый байер.

<BR><BR>Три года назад в бутике "День и Ночь" появился новый байер.<BR>Николай Меренков, следуя собственной формуле успеха модного магазина, полностью изменил концепцию одного из первых петербургских бутиков: принцип подбора коллекций, стилистику интерьера, политику продаж.<BR>По мнению Николая Меренкова, успех модного магазина не гарантируется именем самого прославленного дизайнера на вывеске, удачным месторасположением бутика, дорогим интерьером и изощренным продвижением коллекций. "Все зависит от байера, человека, отвечающего за закупки коллекций", -- размышляет он.<BR>-- Николай, до сих пор профессия "байер" относится к разряду экзотических. Где обучают этой специальности?<BR>-- Школа байеров существует в Германии и, насколько я знаю, в ряде других стран. Но я в ней не учился. Кстати, в ней не учился ни один из моих знакомых байеров, а их довольно много -- во Франции, Италии, Японии и многих других странах. У каждого из них есть своя история пути в профессию, так же, как и у меня. Я учился на собственном опыте, на своих и чужих ошибках. Россия с точки зрения "учебы на ошибках" дает хорошую школу. Как правило, все у нас в стране строится "неправильно" и не так, как на Западе. Большая часть модных магазинов в России имеет общую причину происхождения: их открывали бизнесмены для своих жен. А поскольку дамы сами занимались закупками, их ментальность и сформировала моду в России.<BR>-- Поделитесь?<BR>-- За 3 года в бутике "День и Ночь" я сумел донести до сознания покупателей, что одеваться можно не только в известные итальянские марки: есть много молодых дизайнеров, которые производят очень интересную, красивую, индивидуальную одежду. Существует другая мода -- альтернативная. Та, которая была заявлена в конце 80-х -- начале 90-х годов знаменитой "бельгийской шестеркой", совершившей революцию в фэшн-мире. Часто мода ассоциируется с женской половиной нашего общества: показы, модели, девушки, подиум. Мужская мода ограничивалась в сознании людей узким кругом вещей: костюмы, галстуки, рубашки. Разные фактуры тканей, разные цвета, но, в общем-то, одно и то же. Бельгийская, или антверпенская школа в плане отношения к одежде поставила мужчину рядом с женщиной. Эта тенденция в развитии моды раньше казалась невозможной, невероятной, а сейчас она на пике популярности. Ментальность изменилась. Даже представители криминальных структур, устав от черного цвета, сегодня предпочитают яркие краски одежды. Сейчас "День и Ночь" представляет 45 коллекций разных модных домов: из Англии, Франции, немножко -- из Италии. В этом году спектр расширен до американских и австралийских дизайнеров.<BR>-- Как происходит процесс закупки товара?<BR>-- Для байеров и прессы устраивают так называемые Недели моды, на которых можно увидеть новые коллекции и сделать заказы. Их множество, но основных -- несколько: в середине сентября начинается Неделя моды в Англии, затем она "переезжает" в Милан, а в начале октября проходит в Париже. По мужским и женским линиям сроки проведения разные. Сначала я отсматриваю тех дизайнеров, которые мне интересны. Затем происходят встречи с дизайнерами в шоу-румах. Так как график мероприятий Недели моды очень жесткий, приезжают 2 тысячи байеров со всего мира, то все встречи назначаются заблаговременно и продолжаются с утра до позднего вечера. Оговаривается каждый артикул, в нескольких картелях: в какой фактуре, в каком цвете, размере и сколько изделий необходимо изготовить. Этот анализ производится по каждой коллекции и по каждой вещи, а всего их -- порядка 20 тысяч единиц. Решения нужно принимать очень быстро, и при этом учитывая особенности петербургского рынка.<BR>-- В чем они заключаются?<BR>-- В Петербурге, в отличие от Москвы, где уровень жизни выше, капризный покупатель 10 раз подумает, примерит и взвесит, стоит ли тратить деньги на вещь. Для Москвы заказывать проще, а легче всего -- для Японии. Я много раз наблюдал, как заказывают японские байеры: они никогда не смотрят на стоимость вещи, им не важна цена. Они покупают то, что им нравится. В Петербурге капризный покупатель. Прежде чем определиться с каждой конкретной моделью, я много раз взвешиваю и анализирую, кто может купить эту вещь, попадает ли она в нужную ценовую категорию. Если мне вещь очень нравится, но она стоит довольно дорого, я должен понять, что она действительно стоит этих денег и я смогу ее продать.<BR>-- Вы можете рассказать о самой оригинальной, самой удачной Вашей покупке, которой Вы, возможно, даже гордитесь?<BR>-- Все те вещи, которые я заказывал, это и есть вещи, которыми я могу гордиться, и все они проданы. Другое дело, что я иногда сознательно покупаю те вещи, о которых заведомо знаю, что я их не продам. Для того чтобы покупатель, придя в магазин и увидев эту "ужасно дорогую", "нереальную", "неформальную" и еще какую-то вещь, восхитился ею. Тогда он быстрее купит ту, которая рядом. Это делается не только для контраста. Но и для того, чтобы коллекция представлялась завершенной. Подобные вещи потом все равно уходят, на распродажах, которые проводятся в конце каждого сезона.<BR>-- Как принимается решение о том, в каких количествах закупать каждый артикул?<BR>-- Модные дома диктуют байерам определенные условия. Обычно предлагается покупать не менее 4-5 вещей одного артикула. Я стараюсь закупать минимальное количество, хотя знаю, что мог бы, например, продать 10 пар брюк одного артикула. Но ввиду очень ограниченного пространства нашего города и количества мест, в которые мы могли бы ходить, люди могут "пересекаться" в клубах, ресторанах и так далее. И нужно, чтобы они не сталкивались в одинаковых вещах, которые к тому же никак нельзя назвать неброскими. В Москве байеры о подобных нюансах задумываются реже и закупают гораздо большее количество одинаковых вещей, но там и пространство больше, чем в Петербурге, и возможностей встретиться покупателям одних и тех же вещей не так высока. Таким образом, задача байера гораздо сложнее, чем просто заказать вещи, которые можно удачно продать. Но основной критерий при выборе вещей для закупок один -- это мой личный вкус. Если вещь понравилась мне, значит, она понравится и моим клиентам. В каком-то смысле, я предлагаю покупателям то, что в наибольшей степени соответствует моим личным представлениям о красивой современной одежде.<BR>-- Расскажите о своих личных вкусах. Кто Ваш любимый дизайнер?<BR>-- Нельзя сказать, что мои вкусы включают определенные цвета, ткани, силуэты. Все зависит от конкретной модели, от ее общего вида. Например, меня привлекает философия дизайнера Мартина Марджелы, воплощенная в его работах. В них все очень просто: никаких лейблов, вычурных деталей -- это одежда для одежды. Его вещи можно носить каждый день: и на работе, и в клубе вечером в этой одежде ты будешь одинаково модным, актуальным, выделяющимся из всей публики. По правилам торговли дизайнер не может выпускать вещи без опознавательных знаков и поэтому придумал такой ход: простая бирка пришивается к изделию четырьмя крупными стежками. На внешней стороне вещи это выглядит как 4 точки. Человеку, который далек от высокой моды, они не скажут ни о чем. Но для посвященной публики эти 4 точки являются не менее культовыми, чем сам бренд.<BR>-- Каковы отличительные черты модного образа наступающего сезона?<BR>-- Например, в бутике "День и Ночь" появилось порядка 12 новых брендов, которые раньше не были представлены. Кроме того, в новом сезоне вещи сочетаются между собой не только внутри коллекции, но и между коллекциями. Очень популярны капюшоны, отсутствие воротников, завязки, многослойность. Гамма оттенков цвета хаки в этом сезоне поднимается на пик моды. Восходит интерес к спортивному стилю. Если говорить об обуви, то можно отметить, что теряют актуальность острые носы, модны вещи со скругленными -- грубые, "военизированные". Мы уже завезли часть коллекций "осень-зима". В июльскую жару мы успешно продавали зимние пуховики и другие теплые вещи. Последние поступления должны прийти до 30-31 сентября. Практически для всех модных домов эта дата -- dead line, после которого поставки должны быть закончены. Ведь чем позже мы получаем вещи, тем меньше у нас остается времени, чтобы их продать.<BR>-- Приходится ли докупать?<BR>-- Обычно у нас это не практикуется, за редкими исключениями. Например, когда завозят коллекцию достаточно рано, и вещи быстро проданы, а я чувствую, что дизайнер сможет успеть отшить дозаказанные модели в срок, и это не будет перебором по количеству проданных экземпляров.<BR>