Александр Парфенов, генеральный директор ОАО "ЛенморНИИпроект":<br>"Предложение о переносе порта не обеспечивает государственные интересы"

Александр Парфенов: "Предложение о переносе порта не обеспечивает государственные интересы"

"Григорий Томчин, председатель Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству, озвучил и активно поддержал идею переноса петербургского Морского порта на линию Кронштадт -- Ломоносов и расширение его мощности до 150 млн тонн в год.<BR>Он также говорил о том, что в пользование инвестиционному пулу предполагается передать комплекс сооружений по защите Петербурга от наводнений и прилегающие к нему территории на южном и северном побережье Финского залива.<BR>Следует заметить, что ОАО "ЛенморНИИпроект" занимается проектом комплекса защитных сооружений еще с 70-х гг. Наши уникальные технические решения принимались с учетом результатов математического и крупномасштабного физического моделирования.<BR>Высокое качество принятых в проекте решений подтверждено несколькими отечественными и зарубежными экспертизами. А самое главное, что реализация проекта комплекса защитных сооружений позволяет в полной мере решить четыре проблемы: надежную защиту Петербурга от наводнений; создать скоростную транспортную магистраль; обеспечить безаварийное движение возрастающего судооборота и улучшить за счет искусственного водообмена экологическое состояние акватории Невской губы.<BR>К сожалению, в советское время строительство приостановили более чем на 10 лет. Сейчас, после распоряжения Президента Российской Федерации Владимира Путина, которое определило срок сдачи комплекса в эксплуатацию в 2008 г., есть уверенность, что этот срок будет выдержан.<BR>Учитывая все эти факторы, я никак не могу согласиться с призывами Григория Томчина о ликвидации существующего важнейшего порта страны, исторически являющегося сердцем Петербурга, и о строительстве новых портовых мощностей с грузооборотом до 150 млн тонн на внутреннем контуре комплекса защитных сооружений. Ликвидация действующего порта дает только 50 млн тонн.<BR>Откуда же взять еще 100 млн тонн?! Ведь нельзя же решать эту проблему посредством закрытия портов Усть-Луга и Приморск. Кроме того, проект комплекса защитных сооружений не предусматривает ни по внутреннему, ни по наружному контуру образования каких-либо территорий.<BR>Их появление изменит гидрологический режим примыкающей к сооружению акватории, ухудшит работу водопропускных сооружений, создаст непредсказуемую с точки зрения экологического и экономического ущерба ситуацию.<BR>Также высказывания Григория Томчина никак не согласуются с Федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)". В этой программе очень важное место занимает порт Санкт-Петербург.<BR>Программа его развития определена Генеральной схемой, одобренной руководством Петербурга, и утверждена Министерством транспорта Российской Федерации.<BR>Кроме того, заявления Григория Томчина о причастности ОАО "ЛенморНИИпроект" к проектам по переносу на линию Кронштадт -- Ломоносов мощностей петербургского порта абсолютно беспочвенны.<BR>Инвестиции и расчетный грузооборот по специализированным комплексам, удельные капиталовложения составляют $60-70 на тонну. Если добавить затраты, связанные с ликвидацией сооружений в порту, судебные издержки и компенсацию собственникам, то удельные капитальные затраты возрастут до $100-130 на тонну. В этом случае срок окупаемости инвестиций на создание портовых мощностей в зоне комплекса защитных сооружений увеличится на порядок. Какой инвестор согласится на такие условия?!<BR>И в конце хотелось бы указать на расхождения идей Григория Томчина с Постановлением Правительства России от 21.04.2001 г. №314, где в п. 1 говорится о необходимости установления границ комплекса защитных сооружений города от наводнений. А в п. 2 -- о 3-месячном сроке, данном Госстрою на разработку порядка регулирования строительной деятельности на территории объекта, указанного в п. 1, обеспечив соблюдение государственных, общественных и частных интересов.<BR>Предложение перенести на новое место порт Санкт-Петербург и строительство на комплексе защитных сооружений не свойственных ему объектов не обеспечивает государственные интересы".<BR><BR>В последнее время возобновились работы по законсервированному проекту "Комплекс защиты Санкт-Петербурга от наводнений". Одновременно оживилась полемика по поводу дальнейшего использования этого комплекса по иным назначениям помимо собственно функции защиты.<BR>Защитные сооружения от угрозы затопления -- это особый вид строительства. Они могут иметь местное, региональное или общегосударственное значение. Первые идеи защиты Петербурга от наводнений высказывал еще Петр I, позже предлагались различные варианты. В то время не было технических возможностей для их реализации даже на проектной стадии. И только в 70-х гг. было принято специальное правительственное постановление о строительстве комплекса защитных сооружений города Ленинграда от наводнений со сроком окончания в 1990 г. Генеральным заказчиком был назначен Институт ОАО "Ленгидропроект". ОАО "ЛенморниИпроект" выступило в роли соисполнителя по объектам морского транспорта.