00:0014 августа 200300:00
14просмотров
00:0014 августа 2003
Профессиональные технические учреждения и промышленные предприятия перешли на новую форму работы -- договорную
<BR><BR><B>Профессиональные технические учреждения и промышленные предприятия перешли на новую форму работы -- договорную</B><BR>На сегодня на рынке труда существует дефицит рабочих профессий.<BR><BR>В связи с этим в октябре 2002 г. правительством Петербурга был рассмотрен план по развитию начального профессионального образования, предусматривающий подготовку рабочих кадров по определенным отраслям. В рамках этого плана крупные промышленные предприятия стали заключать с профессиональными техническими учреждениями договоры на срок 3 года. Все это позволит в ближайшее время наладить процесс получения кадров промышленными предприятиями.<BR><BR>Юрий Базеев,<BR>начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию администрации Петербурга:<BR>"В Петербурге на 1 июля 2003 г. работает 85 учреждений начального профессионального образования. Из них -- восемь колледжей, 38 профессиональных лицеев, 27 училищ и четыре училища при системе исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. В системе начального профессионального образования Петербурга занимается около 55 тыс. подростков. Но при этом, к сожалению, существует дефицит рабочих профессий. В связи с нехваткой кадров правительство Санкт-Петербурга 24 октября 2002 г. рассмотрело на своем заседании план мероприятий по развитию начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на 2002-2005 гг. В этом плане предусмотрена подготовка рабочих, также впервые был утвержден план-заказ подготовки рабочих кадров на 2003-2005 гг. не только в общем количестве, но и в разрезе отраслей. Например, по профессиям, общим для всех отраслей экономики, мы должны принять в этом году 1200 человек, по профессии металлообработки -- 3175 человек, по профессии производства радиоаппаратуры, аппаратуры проводной связи -- 550 и т.д. В целом в этом году мы должны принять 20 тыс. 220 человек. Я думаю, что мы примем около 21 тыс. или 21 тыс. 200 человек, т.к. практически каждый год мы превышаем установленное законом количество.<BR>Что касается подготовки рабочих кадров по таким важным профессиям, как станочник металлообработки, токарь, фрезеровщик, слесарь, то за последнее время количество таких рабочих в выпуске увеличилось в 4 раза. Это касается не только дневной формы обучения, где мы готовим токарей, фрезеровщиков, станочников, наладчиков станков на базе мини-ЭВМ в течение 3-4 лет, но и с помощью предприятий, таких как "Электросила", "Кировский завод", "Ижорские заводы". Там уже внедрена гибкая система подготовки от 3-6 месяцев для ребят, которые демобилизовались из армии, имеют регистрацию в Петербурге, но хотели бы сменить профессию. Поэтому заводы заключают с ними контракты и отправляют в наши учреждения на подготовку. Но не просто заключают контракты, а даже платят ребятам стипендию.<BR>Кроме того, будут создаваться отраслевые учреждения по подготовке кадров для определенных отраслей. Раньше такого не было. Планируется создание 17 подобных отраслевых комплексов по каждой крупнейшей отрасли экономики. В дальнейшем эти комплексы помогут разработать как педагогический, так и экономический опыт.<BR>Помимо образовательной наша система выполняет и социальную функцию. В соответствии с указом Президента РФ, мы предоставляем возможность детям-сиротам, находящимся у нас на попечении, получать не одну, а сразу две профессии. Таких детей у нас 897. Что касается финансирования, то оно осуществляется из бюджета Петербурга. Но денег конечно не хватает ни на оборудование, которому уже 20-25 лет, ни на ремонт зданий, ни на нормальное питание детей и подростков.<BR>Говоря о трудоустройстве ребят, хочу отметить, что на сегодняшний день мы перешли на договорную систему с предприятиями. Крупные промышленные предприятия заключают с нами договор на 3 года и имеют возможность прийти к нам и говорить о подготовке конкретных кадров. Но в последнее время у нас возникла проблема: в связи с низкой заработной платой и рутинностью работы (смены на производстве меняются раз в месяц), ребята долго не задерживаются на предприятиях и уходят. Поэтому теперь, чтобы не возникала такая текучесть кадров, мы ставим перед предприятиями вопрос о том, как улучшить условия труда и заинтересовать подростков работой.<BR>Сейчас на рынке труда появляются новые профессии, такие как страховой агент, агент по продаже недвижимости; в банковской сфере -- это такие профессии, как кассир по валютным операциям, кассир по валюте стран СНГ и т.д. Эти профессии мы объединили в одну -- банковский служащий.<BR>В целом, я думаю, что в ближайшие пару лет мы отрегулируем полностью весь процесс получения крупными предприятиями подростков, прошедших обучение по различным рабочим специальностям. Тенденция идет к улучшению, и я надеюсь, мы сможем добиться лучших показателей и полной ликвидации нехватки рабочих кадров на рынке труда".<BR><BR><BR><B>Нина</B><BR>Мышинская,<BR>директор по персоналу, начальник отдела по работе с персоналом ОАО "Балтийский завод":<BR><BR>"В этом году Балтийский завод получил лицензию Комитета по образованию на право осуществлять профессиональную подготовку. В соответствии с этим на предприятии пересмотрены учебные планы и программы, которые теперь более тесно увязаны и с требованиями системы менеджмента качества ИСО 9001. Постепенно происходит переход к более широкому использованию профессиональной подготовки в качестве элемента мотивации персонала. При планировании учебных курсов учитывается взаимосвязь рабочих различных профессий в производственном процессе с тем, чтобы сформировать у них понимание функций, осуществляемых на соседних рабочих участках. Усиление внимания к развитию собственной профессиональной подготовки на заводе связано с неудовлетворенностью выпускниками профтехучилищ. В настоящее время завод активизирует поиски партнера среди профессиональных училищ и лицеев города. В частности, ведется работа с Невским политехническим профессиональным лицеем им. А.Г. Неболсина.<BR>Завод принимает на производственную практику более 200 человек в год. В зависимости от вида практики учащиеся проходят ее либо на специальных учебных участках, либо на рабочих местах, где за ними закрепляются наставники. Стоит отметить, что многие наставники неформально относятся к своим обязанностям и стараются привлечь ребят к постоянной работе на заводе, а в необходимых случаях беседуют на эту тему и с их родителями. Как показывает практика участия учащихся (проходивших практику на заводе) в городских конкурсах профессионального мастерства, получаемые ими навыки довольно высоки и позволяют занимать призовые места.<BR>Но, как показывает проведенный нами совместно с Учебно-методическим центром Комитета по образованию анализ возможностей профессиональных училищ города, готовящих персонал по необходимым заводу профессиям, основной проблемой для училищ является не поиск дополнительного финансирования, а привлечение абитуриентов.<BR>Речь идет о подготовке специалистов, потребность в которых испытывает завод. В частности, это такие профессии, как трубопроводчики судовые, сборщики корпусов металлических судов. В целом можно сказать, что училища перестроились на подготовку необходимых промышленности кадров, но потенциальные учащиеся пока не готовы повернуться в сторону промышленных предприятий. В этой связи завод планирует совместно с училищами, которые будут определены как наши партнеры в реализации образовательных программ, проводить работу по привлечению молодежи. Что касается материальных и финансовых условий партнерства, они будет определяться индивидуально в каждом конкретном случае".<BR><BR><BR><BR><BR><B>Вячеслав</B><BR>Семененко,<BR><B>вице-президент корпорации</B><BR>"Петербургская Недвижимость":<BR><BR>"Дефицит квалифицированных кадров -- наболевшая проблема строительного рынка. Кадровый состав отрасли на уровне средне-специального образования практически не пополнялся уже 10 лет. Молодежь уходила из отрасли, старый контингент неминуемо редел. Рынок рабочих на стройплощадках на 70% представлен приезжими "гастарбайтерами" с достаточно низкой квалификацией. Понятно, что ни о каком высоком качестве строительства в таких условиях речи не идет.<BR>Раньше мы еще могли выбирать "из двух зол меньшее" -- наряду с эмигрантами из ближнего зарубежья на рынке работали более профессиональные бригады из европейских стран. Однако последние ушли с рынка после кризиса 1998 г. И сегодня наш выбор минимален: либо малочисленная и дорогая местная рабочая сила, либо нелегалы с меньшей оплатой труда и соответствующим качеством работы.<BR>Нередко добросовестный застройщик вынужден в процессе строительства расторгать договор с генеральным подрядчиком и оперативно искать нового на менее выгодных условиях. Лишь бы тот восполнил пробелы предшественника и успел закончить работы в срок. Права и интересы дольщиков постоянно подвергаются риску -- часто по не зависящим от застройщика причинам. Этого уже достаточно, чтобы понять первостепенность решения отраслевой проблемы кадров.<BR>А это могут и должны сделать федеральные и местные власти. Рынку необходима централизованная реконструкция системы средне-специального образования. Что можно сделать, чтобы привлечь на стройки молодежь? Поддерживать преподавательский состав. Финансировать современные программы обучения (в том числе с предоставлением зарубежного опыта). Производить реконструкцию зданий техникумов и техучилищ. Посредством информационных кампаний поднимать престиж строительных специальностей.<BR>Намучившись, некоторые строительные компании начали действовать по принципу "помоги себе сам". Попытались создать обучение на собственной базе. В некоторых компаниях, таких как наша, учебный отдел развился настолько, что мог бы уже получить соответствующую лицензию. Но все равно это нельзя назвать полноценным образованием. Мы сами можем обучать только каким-то конкретным вещам, в то время как комплексное образование в государственных заведениях учит универсальному подходу, пониманию смежных областей. Решая проблему, власти могли бы заручиться поддержкой бизнеса. Коммерческие структуры -- первые, кто заинтересован в квалифицированных кадрах. Можно было бы выбрать и совместить лучшие стороны образования в государственных учебных заведениях и внутрикорпоративных. А иначе не будет у нас никакого качества. При всех талантах молодежи ее способности так и не будут раскрыты. Строительство останется в тени более "престижных" специальностей -- в сфере менеджмента, маркетинга и т.п. А ведь строительная отрасль -- одна их базовых в экономике любого общества".