00:0011 августа 200300:00
10просмотров
00:0011 августа 2003
"Курица не птица, Болгария -- не заграница". Несмотря на броскую поэтичность этого слогана, с ним можно очень даже поспорить.
<BR><BR>"Курица не птица, Болгария -- не заграница". Несмотря на броскую поэтичность этого слогана, с ним можно очень даже поспорить.<BR><BR>Потому что, хотя на местных улицах говорят по-русски, в ресторанах и барах распевают "Иванушки International", Наташу Королеву и "Тату", на лотках с печатной продукцией во всей своей красе представлена Донцова, а при слове "русский" местные аборигены улыбаются широко: "Славяне...", в болгарском туристическом бизнесе здесь все не так, как у нас.<BR><BR><B>Толстый и тонкий</B><BR>Петербург безостановочно борется за увеличения числа туристов на своей территории. Так как туристам надо где-то жить, то параллельно город бьется за рост поголовья гостиниц. Но трудно сказать, что программа строительства и реконструкции гостиниц к 300-летию дала сколько-нибудь заметные результаты. Большинство громких многомиллионных проектов пробуксовывает. Армия туристов, по официально-оптимистичным данным администрации Петербурга, растет на 10-15%. При этом рынок подвержен большим сезонным колебаниям: туристы, несмотря ни на что, по-прежнему предпочитает белые, а не черные ночи.<BR>В Болгарии же властям приходится не стимулировать, а наоборот -- ограничивать гостиничное строительство, соизмеряя номерной фонд с количеством мест на пляжах. А рост турпотока из многих европейских стран в 2002 г. исчислялся не единицами, а десятками процентов. К примеру, британцев здесь в прошлом году стало больше на 60%, немцев -- на 28%, швейцарцев -- на 52%, датчан -- на 63% и т.д.<BR>Борьбу с пляжным, то есть сугубо летним, статусом болгарские менеджеры также ведут отнюдь небезуспешно. Вице-премьер Правительства Болгарии Николай Василев поведал, что доходы от туризма в январе и февраль 2003 г. возросли по сравнению с прошлым годом сразу на 17,6% и составили $111 млн. Большую роль в этом успехе играют различные диверсификационные ноу-хау. К примеру, один из отелей местного курортного комплекса "Св. Константин и Елена" работает по безотходной технологии. В течение так называемого "высокого" сезона он работает по системе all inclusive. Ключевое слово для отдыхающих здесь -- "еда". На завтрак, обед и ужин -- сверхизобилие шведского стола. В перерывах -- мороженое, десерты и напитки. Для ленивых -- бар посредине бассейна: можно есть прямо около стойки бара, сидя на погруженном в воду стуле. В то же время в "межсезонье" отель арендуют приверженцы лечебного голодания, собирающие на курорте желающих излечиться от недугов этим несложным на первый взгляд методом. В это время даже кухня в отеле не работает, дабы не провоцировать "пациентов" аппетитными ароматами еды. Надо думать, среди них немало тех, кто и в летний период отдыхает в этом же отеле по прямо противоположной системе. Таким образом, летом отель зарабатывает на увеличении жировой прослойки у своих клиентов, зимой же, напротив, на ее минимизации.<BR><BR><B>Дешевая прибыль</B><BR>Основным препятствием для гостиничного строительства в Петербурге бизнесмены обычно называют сложность прохождения различных бюрократических инстанций. Большинство все-таки появившихся на свет отелей берут по $200-300 и более в сутки. При этом срок окупаемости растягивается на десятилетие, в конце которого у предприятия все равно могут оказаться немалые долги.<BR>В Болгарии немало гостиниц и пансионов, берущих за свои услуги всего $5-10 в сутки. Средним же сроком окупаемости проекта считаются 2-3 года. Дело в том, что много и быстро зарабатывают болгары как раз на своей дешевизне. Корреспондент "ДП" среди прочего побывал в небольшой семейной гостинице. За 15 м2, две кровати, выход на террасу, полупансион и 12 минут до моря здесь просят 6 евро. Дружелюбная хозяйка поведала, что гостиница строилась постепенно. Первый корпус на 30 мест был пристроен к их собственному дому, затем появился еще один -- на 90 мест. Все делалось на собственные деньги, заработанные на приеме гостей.<BR>В прошлом году страну посетило более 480 тысяч жителей Германии, очень значительную часть которых составили пенсионеры. Для почтенных бюргеров и бюргерш "солнце, море и вода" -- далеко не главное. Более того, жару они не любят, а поэтому заполняют отели, расположенные к тому же довольно далеко от моря, в октябре и апреле-мае. По мнению экспертов, престарелые немцы едут в Болгарию в первую очередь потому, что жизнь здесь в несколько раз дешевле, чем в Германии. Таким образом, Болгария, как и все крупнейшие мировые компании, предпочитает получать прибыль за счет оборота.<BR>