Торговцы стройматериалами увеличивают рынок по-крупному

Петербургский потребительский рынок строительно-отделочных материалов формируют нехватка игроков и высокая конкуренция

<BR><BR><B>Петербургский потребительский рынок строительно-отделочных материалов формируют нехватка игроков и высокая конкуренция</B><BR>На петербургском рынке строительных материалов работает примерно 500 торговых точек, для заполнения рынка нужно на порядок выше.<BR><BR>Сами игроки утверждают, что дефицит на строительные материалы отсутствует, но рынок еще далек до насыщения.<BR>"Рынок можно считать заполненным, когда на 35 тысяч населения будет приходиться одна торговая точка, представляющая 30-40 тысяч наименований, -- считает директор оптовых продаж торгово-строительной группы "Искрасофт" Алексей Савченко. -- Именно столько человек обслуживает на Западе один магазин формата DIY (Do It Yourself, то есть "Сделай сам"). Эти магазины ориентированы на продажи товаров для чистовой отделки дома: краска, напольные покрытия, обои, клей, кафельная плитка и сантехника, а также товары для создания уюта".<BR><BR><B>Парадоксы рынка</B><BR>В 2002 году рынок строительно-отделочных материалов вырос примерно на 15%. "При положительной динамике развития рынка предложение не удовлетворяет спрос", -- считает директор по розничной сети ООО "Текс" Александр Руденко.<BR>Это позволяет утверждать представителям крупнейших петербургских торговых компаний, что в ближайшие годы места на рынке строительно-отделочных материалов хватит всем желающим.<BR>По мнению представителя одной из торговых сетей, увеличение присутствия несетевых торговых компаний слабо отразится на петербургском рынке строительно-отделочных материалов в целом. Тем не менее, конкуренция на рынке высокая, что связано с ростом жилищного строительства и улучшением благосостояния населения.<BR>По данным петербургской ассоциации риэлтеров, в 2002 году в секторе первичного жилья сдано 1,2 млн м2. А на рынке вторичного -- было реализовано примерно 1,7 млн м2.<BR><BR><B>Операторы</B><BR><B>пока не готовы</B><BR>Несмотря на готовность петербургского рынка принимать новые строительно-отделочные магазины, игроки рынка особо не спешат увеличивать количество торговых площадок. В 2002 году в городе на Неве появилось всего два новых крупных магазина и оба -- осенью.<BR>В сентябре начала работу третья торговая точка, принадлежащая холдингу "Текс". А в октябре свой первый фирменный магазин в Петербурге -- "Старик Хоттабыч" -- открыла московская компания "Нэкс", один из крупнейших игроков на потребительском рынке строительно-отделочных материалов (19 магазинов в Москве и семь в регионах).<BR>В 2002 году строительство фирменного центра (пятой торговой точки) начала "Стройбаза "Рыбинская".<BR><BR><B>Две столицы</B><BR>Петербургский рынок строительных материалов, в отличие от московского, пока не привлекает внимание западных игроков.<BR>В Москве уже осенью 2003 года откроются два гипермаркета германской сети Obi. Площадь каждого -- 16 тыс. м2 (для сравнения, площадь петербургского "Максидома-1" -- 10 тыс. м2).<BR>Новые магазины разместятся на территории торговых комплексов "Мега" шведской компании IKEA в Теплом Стане и Химках. В планах Obi -- за 2-3 года построить около десятка торговых центров в Москве и Подмосковье.<BR>Другое существенное отличие рынков двух столиц -- отсутствие в Санкт-Петербурге и наличие в Москве нецивилизованной торговли стройматериалами, на которую приходится более 50% рынка товаров для ремонта и дома. На территории Московской области таких точек насчитывается более 20.<BR>Строительство новых торговых комплексов по продаже стройматериалов в 50-километровой зоне от Москвы как раз и направлено на сокращение количества нецивилизованных рынков.<BR><BR><B>Торговля в формате</B><BR>Большинство строительных магазинов в Петербурге невелики по размерам: с торговой площадью до 300 м2. Часть магазинов условно можно отнести к дискаунтерам и супермаркетам: "Строитель", "Искрасофт", "Дом-Лаверна", "Текс", "Старик Хоттабыч" и другие.<BR>Их торговые площади не превышают 2 тыс. м2. К гипермаркетам относятся три магазина сети "Максидом" (10-13 тыс. м2) и строительный двор "Домовой" (торговая площадь -- 8,5 тыс. м2), являющийся одним из подразделений ЗАО "Адамант".<BR>Новым для петербургского рынка строительных материалов является работа отдельных магазинов в формате cash&carry. В этом формате после реконструкции в июле 2003 г. запущена четвертая торговая точка производственно-торговой компании "Текс" площадью 3 тысячи м2. По словам Александра Руденко, cash&carry -- наиболее оптимальный формат для компании. В ближайшее время на рынок строительных материалов все больше будет выходить торговых компаний, работающих в этом формате. <BR>О намерении работать в формате cash&carry заявила и "Стройбаза "Рыбинская".<BR><B>Планы на развитие</B><BR>Потенциал петербургского рынка стройматериалов и отсутствие активного интереса к нему со стороны московских торговцев и иностранных компаний позволяет местным операторам заявлять о намерении увеличивать как количество торговых точек, так и долю своего присутствия на домашнем рынке.<BR>Так, к 2004 году ООО "Максидом" намерено построить свой четвертый торговый комплекс. Холдинг "Текс" в августе 2003 года намерен открыть пятый магазин, а в течение 2-3 лет -- расширить петербургскую розничную сеть на четыре форматных магазина. Планы развития "Стройбазы "Рыбинская" на 2003-2004 годы также включают открытие еще двух фирменных торговых точек.<BR>Торговый дом "Вимос", являющийся крупнейшим игроком рынка по количеству торговых точек в Ленинградской области, откроет в этом году несколько магазинов в Гатчине и Гатчинском районе. Всего компания владеет 19 торговыми точками.<BR><B>В регионы еще рано</B><BR>Слабая освоенность родного рынка держит многих торговцев в пределах города или области.<BR>Тем не менее, примеры выхода в регионы и страны СНГ есть. "Искрасофт" имеет магазины в Сестрорецке и Харькове.<BR>С 2004 года компания "Текс" намерена начать экспансию в регионы, построив 16 магазинов формата cash&carry в городах-миллионниках, и занять 10% российского рынка строительно-отделочных материалов.<BR><BR><B>Типы игроков рынка стройматериалов</B><BR>Кроме классификации по размеру торговых площадей сами операторы классифицируют торговые сети по ассортименту.<BR>Так, на петербургском рынке товаров для ремонта дома представлено два основных типа игроков. Одни операторы работают с разных товарными группами -- обои, напольные покрытия, краски, клеи, облицовочная плитка, сантехника, межкомнатные двери, электротехнические изделия -- "Максидом", "Дом-Лаверна", "Искрасофт", "Текс", "Адамант", "Старик Хоттабыч", "Строитель", "Домовой" и другие.<BR>Второй тип ориентируется на узкие товарные группы -- "Бест Керамикс", "Керамический рай", "Керама", "Финнколор", "Метизы", "Белорусские обои".<BR>Подобная акцентировка на товарные группы приносит продавцам конкретные результаты. Так, по данным мониторинга "Рынок товаров для ремонта и строительства", проведенного компанией "Комкон-СПб" в сентябре-октябре 2002 года, наибольшее количество петербургских потребителей сделали покупки ковролина и линолеума в СТГ "Искрасофт" и магазинах "Элис".<BR>Лидирующие позиции по количеству совершенных покупок также занимают несетевые магазины, специализирующиеся только на узких товарных группах (например, кафельной плитке или обоях).