Из Петербурга в Калининград на пароме

В нынешнюю летнюю навигацию налажено непрерывное паромное сообщение между Петербургом и Калининградом. На грузопассажирском пароме "Георг Отс" из Морского порта в Калининград в пятый рейс отправился корреспондент "ДП".

<BR><BR>В нынешнюю летнюю навигацию налажено непрерывное паромное сообщение между Петербургом и Калининградом. На грузопассажирском пароме "Георг Отс" из Морского порта в Калининград в пятый рейс отправился корреспондент "ДП".<BR><BR>На Морском вокзале, откуда отправляется "Георг Отс", образовалась очередь на посадку. В этот рейс из Петербурга паромом отплывали 150 пассажиров и 52 автомашины.<BR>По сути, это уже вторая попытка установить регулярное сообщение между Калининградом и Петербургом морским путем. Первый пробный рейс состоялся. Однако сразу же после возвращения паром пришлось отправлять на ремонт и переоборудование на ЗАО "Канонерский судоремонтный завод".<BR>Капитан парома Михаил Печерских в беседе с журналистами объяснил, что "часть ремонтных работ была направлена на изменение интерьера. Раньше паром курсировал между Таллином до Хельсинки всего 2,5 часа. Так что были даже сидячие места, их пришлось убрать. После ремонта число пассажирских мест увеличилось с 250 до 371. Теперь "Георг Отс" в пути 36 часов, находясь в открытом Балтийском море более суток, а за это время пассажирам необходимо где-то спать и питаться".<BR>Сопровождающий журналистов в путешествие Андрей Маркелов, помощник начальника Морской администрации порта СПб (МАП) по внешним связям, признался, что МАП "приходится все начинать с нуля, так как в России нет морских пассажирских судов. "Георг Отс" -- первое за последние годы приобретение. Соединить Калининград с Большой землей -- это и политическая задача. Люди сюда приходят, чтобы не стоять в очередях и не кланяться литовским пограничникам".<BR>Однако при посадке и тут не обошлось без бумажной волокиты и очереди. Погрузка пассажиров и машин задержала отправление парома на час. Тем не менее, все нашли свои каюты и расселились без проблем. Журналистам достались 2-местные каюты полулюкс на четвертой палубе. В моей каюте было два иллюминатора, которые пришлось на протяжении всего путешествия из-за духоты держать открытыми. В небольшом холле помимо шкафа и холодильника располагались кресло и диван. Между ними -- журнальный столик. На стене -- большое зеркало. Между двумя кроватями наклеены фотообои с изображением морского пляжа. Он плавно "перетекал" к двери в ванную комнату.<BR>Расселившись и устроившись в каютах, пассажиры высыпали на палубу посмотреть, как отчаливает паром. На верхней и нижней палубе для пассажиров были расставлены пластиковые столы и стулья, вокруг которых дети затеяли возню. Как оказалось, многие едут в Калининград к родственникам. Вариант морского путешествия их вполне устраивает, так как оно менее утомительно, несмотря на то что длится 2 суток. Хотя развлечений на пароме пока немного: экскурсия на капитанский мостик, инструктаж по спасению, созерцание морского пейзажа с палубы, игровые автоматы, просмотр видеофильмов из личной коллекции экипажа.<BR><BR><B>Ресторанные радости</B><BR>Ресторан на пятой палубе -- это единственное место, где можно поесть, не считая бара с чипсами и бутербродами.<BR>Пассажиры, путешествующие с семьей, предпочитают в ресторане только обедать, заказывая комплексный обед стоимостью 150 рублей. Записи в гостевой книге парома свидетельствуют о том, что цены доступны не всем пассажирам. Тем не менее, к ужину публика подтянулась, и первый зал заполнился на 90%.<BR>Так, в "заседаниях" в ресторане и баре, принятии солнечных ванн на палубе, исследовании парома, просмотре видеофильмов и прошли 2 суток путешествия.<BR><BR><B>Калининград</B><BR>На утро третьего дня "Георг Отс" наконец-таки пришел в калининградский Рыбный порт. Капитан пояснил, что "ближайший пассажирский порт находится в Балтийске за 40 км от Калининграда и поэтому приходится стоять здесь".<BR>В порту паром простоял сутки. За это время круизные туристы успели посмотреть достопримечательности Калининграда: Кафедральный собор и могилу Канта, посетить местный заповедник Куршская Коса и накупить сувениров из янтаря. К сожалению, в понедельник оказался закрыт главный музей Калининграда -- Музей янтаря, но местные ювелирные магазины вполне его могут заменить.<BR>Калининградский путеводитель настойчиво рекомендует вывозить в качестве сувениров янтарь, водку, машины и невест.<BR>По наблюдению корреспондента "ДП", в основном туристы вывозят янтарь и машины. Алкоголь берут, чтобы на пароме было нескучно, а про невест забывают и вовсе.<BR>После насыщенного экскурсионного дня круизные пассажиры возвратились на паром. За ужином возникли дебаты по поводу того, так ли необходима ночная стоянка в калининградском порту. "Наверное, нет. Как говорит экипаж, многие с удовольствием провели бы это время в Петербурге с семьей", -- согласился с доводами большинства оппонентов Андрей Маркелов.<BR><BR><B>Круизники и</B><BR><B>автоперегонщики</B><BR>В обратный рейс на паром к круизным туристам присоединились обычные туристы, а также автоперегонщики. Они сразу оценили выгодность паромных перевозок.<BR>Как рассказал Михаил Печерских: "Из Калининграда мы всегда возвращаемся с 100%-ной загрузкой автомашин. Транспортировка на пароме выгоднее, чем перегонка автомобилей через литовскую границу, которая обходится более 100 евро, без учета расходов на бензин".<BR>На этот раз из Санкт-Петербурга везли частный автотранспорт, а из Калининграда большую часть перевозимого автотранспорта составили микроавтобусы с временными калининградскими номерами.<BR><B>Конкуренты</B><BR>Основным конкурентом парома выступает авиаперевозчик ОАО "Аэрофлот -- российские авиалинии". В рамках правительственной программы на рейсе Москва -- Калининград установлены льготные тарифы, приравненные к железнодорожным.<BR>"К сожалению, пока наши расходы не покрываются, -- рассказывает Андрей Маркелов. -- Это не бизнес- проект. Нашим конкурентом является "Аэрофлот". Но лично у меня вызывает сомнения их акция "990 рублей" за билет в Москву из Калининграда и обратно, это же экономически не оправдано, и я уверен, что скоро это прекратится. А паром идет по адекватной цене, повышение которой не прогнозируется".<BR>Другой конкурент -- ФГУАП "Пулково", которое рассматривает возможность введения дополнительных авиаперевозок по маршруту Петербург -- Калининград -- Петербург. Кроме того, компания помимо прямых рейсов реализует программу полетов, связывающих Калининград с городами в других регионах РФ, СНГ и дальнего зарубежья. Само построение маршрута предполагает наличие двух участков перевозки с промежуточной посадкой в Петербурге, что позволяет гарантировать минимально необходимую загрузку указанных рейсов.<BR><BR><BR><B>справка</B><BR>На сегодняшний день морской паром "Георг Отс" -- единственное пассажирское судно, принадлежащее Морской администрации порта СПб.<BR>Судно построено на верфи в Щецине (Польша) в 1980 году и до начала 90-х эксплуатировалось в составе Эстонского морского пароходства Морфлота СССР. В 2002 году паром был куплен в Таллине у компании ESCO Maritime Co за 2 млн евро. На ремонт парома на ЗАО "Канонерский судоремонтный завод" потрачено 137 млн рублей. "Георг Отс" совершает 21 заход в месяц.