00:0004 августа 200300:00
11просмотров
00:0004 августа 2003
"Мир сейчас таков, что для музея недостаточно лишь обладать какими-то знаниями. Пусть даже уникальными. Музей должен уметь зарабатывать деньги".
<BR><BR>"Мир сейчас таков, что для музея недостаточно лишь обладать какими-то знаниями. Пусть даже уникальными. Музей должен уметь зарабатывать деньги".<BR><BR>Ингве-Эрик Лундин знает, о чем говорит. Много лет подряд он управляет шведским музеем "Деревня викингов Сторхольмен" и является председателем Союза древних поселений Швеции. Подтверждение его слов -- лагерь викингов, который в течение 5 дней был раскинут на пляже под стенами Петропавловской крепости. Чтобы попасть сюда, экипажи шести "древних" судов почти месяц честно гребли через Балтийское море.<BR>"Мы -- небольшая общественная организация, каких в мире миллионы. Но думаю, немногие могут похвастаться тем, что у них есть контракт с Петропавловской крепостью в Петербурге", -- смеется Ингве-Эрик.
<BR>Путешествие через пространство и время -- удовольствие дорогое. К примеру, только обратная перевозка кораблей из Петербурга в Швецию на трейлерах обойдется в SEK1 млн. Средства, в основном, выделены спонсорами из числа шведских фирм. Но "Сторхольмен" вложил в экспедицию также и собственные средства.<BR>"Деревня викингов" зарабатывает на туристах. Летом она открыта для всех, кто в состоянии купить билет за SEK50-60, а зимой -- для организованных групп. Здесь предлагают различные турпродукты -- от короткой экскурсии с демонстрацией ремесел, песен и плясок и дегустацией "аутентичных" кушаний до программы "полного погружения" в эпоху. По словам директора музея, популярностью пользуется также проведение в деревне различных конференций и корпоративных праздников.<BR>"Продажа билетов не покрывает наших расходов. История и культура, как известно, приносят мало прибыли. Но мы даем тем, кто к нам приезжает, кто интересуется древней культурой, дополнительные стимулы. И надеемся, что можем брать за это деньги. Наши спонсоры понимают, что они не просто тратят деньги, а что-то получают взамен", -- считает директор.<BR>Движение исторической реконструкции, или, как ее еще называют, "экспериментальной археологии", получило развитие во всем мире в 70-80-е годы. Однако тогда она была скорее уделом ученых, пытавшихся на практике проверить свои теоретические расчеты. Сейчас же движение re-enactment, как его называют на Западе, распространено весьма широко. Оно стало ближе к туристическому и шоу-бизнесу, существуют целые предприятия, которые шьют "подлинную" одежду, куют доспехи и отливают украшения.<BR>"Мы рады, что к нам стянулись люди, которые что-то умеют делать руками, наш живой музей развивается удивительно быстро, -- говорит Ингве-Эрик Лундин. -- Здесь, в России, мы встретились с вашими "реконструкторами". И очень удивились двум вещам -- во-первых, это в большинстве очень молодые люди (в Швеции, наоборот, исторической реконструкцией больше занимаются те, у кого есть свободное время, т.е. пожилые люди, совсем дети или профессиональные ремесленники); а во-вторых, они моделируют, в основном, военную сторону жизни. Даже здесь, на пляже, инсценировку сражения устраивал русский клуб "Княжеская дружина". А викинги-скандинавы мирно показывали ремесла, пели и танцевали".