Открылась выставка старых окон с ликами святых

В выставочном зале "Смольный" открылась выставка художника Александра Тихомирова, жителя Дальнего Востока.

<BR><BR>В выставочном зале "Смольный" открылась выставка художника Александра Тихомирова, жителя Дальнего Востока.<BR>Работы Тихомирова ни на что не похожи -- на старых оконных досках, прослуживших избам сотню лет и больше, как из сна, встают лики святых, Спаса и Богородицы. "Оконопись" -- так называет мастер направление живописи, в котором работает с конца девяностых годов. "Дома уже разрушились, -- говорит художник, -- а я даю их элементам вторую жизнь. Трещины в ставнях, что нанесло время, перешли на мои иконы... и среди серого, отжившего, мрачного есть чистое, светлое, сильное".<BR>Судьба Александра Тихомирова складывалась необычно. Москвич, сын известного художника Евгения Григорьевича Тихомирова, он не сразу осознал свое предназначение. Желание заниматься живописью пришло уже в зрелом возрасте. Он закончил Московское высшее художественно-промышленное училище имени Строганова и принял решение не оставаться в Москве. Столица казалась ему огромным мегаполисом, в котором человек ощущает себя ничтожной песчинкой. Один из друзей посоветовал Александру Тихомирову уехать на Дальний Восток, в небольшой город Благовещенск. Красота Приамурья, маленький город на берегу широкой реки -- эти места стали для художника и его семьи родными. В советские годы карьера художника складывалась удачно, он работал оформителем в издательствах и организациях. Началась перестройка -- и художникам стало трудно. Но Александр Тихомиров нашел себя и новую художественную манеру. "Оконопись" принесла ему всемирный успех и признание. Его работы находятся в иконостасе храма Христа Спасителя, приобретаются коллекционерами. Иконы Тихомирова участвовали в выставке, посвященной 2000-летию христианства в Иерусалиме, выставлялись в разных странах. Александр Тихомиров получил награду имени императора Рудольфа II Пражской Академии художеств.<BR>На выставке в зале "Смольный" представлено 240 работ, выполненных в необычной технике. Художник использует структуру старого дерева, его неровности, трещины и побелевшие продольные полосы. Из рисунка старого дерева проступают лики святых и скорбные лица Богоматери с Младенцем. Старые ставни сохраняют в себе свет ушедших человеческих жизней, тепло домов, покой и уют деревенского уклада. Они несут в себе многовековую информацию, которую художник делает яркой и понятной нам, сегодняшним зрителям. Складывается ощущение, что его иконы уже были впечатаны в старые доски, надо было только разглядеть их там и высветить из темноты.<BR>Работы художника "Христос Вседержитель", "Спас Нерукотворный", "Троица", "Деисус" возвращают в суровые и по-средневековому простые времена принятия христианства. Святые и Христос Александра Тихомирова смотрят на нас испытующе и мрачно. И все равно от выставки остается светлое впечатление. Интересно сочетание древних досок с гневными глазами святых и выставочного зала, расположенного в здании бывшего Александровского института для девиц мещанского сословия. Вымуштрованные мещанские девицы, облагороженные соседством Смольного института для девиц аристократических фамилий, на века оставили в этих залах с высокими потолками свою прекрасную ауру. Лучшее место для выставочного зала просто трудно придумать.<BR>