Особенности национального велопроката

"Если у человека есть местная прописка и он не выглядит подозрительно, мы даем ему велосипед. То же с иностранцами: если есть билет с фиксированной обратной датой, регистрация, то денежный залог можем и не брать", -- рассказывает владелец одной из фирм по

<BR><BR>"Если у человека есть местная прописка и он не выглядит подозрительно, мы даем ему велосипед. То же с иностранцами: если есть билет с фиксированной обратной датой, регистрация, то денежный залог можем и не брать", -- рассказывает владелец одной из фирм по прокату велосипедов.<BR><BR>Проследить какие-либо тенденции развития рынка этого рода услуг пока сложно. Из небольшого числа найденных фирм по прокату велосипедов все кроме одной работают первый сезон. Та, что уже обзавелась двухсезонным опытом (фирма Jet Set), делиться им не стремится. По словам ее директора Владимира Макарова, "все сказанное может быть использовано конкурентами". Конкурентов, правда, у Jet Set этим летом появилось не много. Если не считать расположившихся в 100 метрах от ее прокатного пункта 10 видавших виды велосипедов, сдаваемых в аренду, под названием "Стартек", удалось обнаружить всего два. По предварительным подсчетам, велопрокатный парк Петербурга составляет около 150 единиц.<BR><BR><B>Экстрим</B><BR>Идея открыть прокатный пункт велосипедов (rent-a-bike) у директора Bikestation Константина Черняева появилась после многократных поездок в ближнее и дальнее зарубежье. "Я сам очень много езжу на велосипеде. Из дома на работу и обратно, в выходные и по вечерам. Поэтому прошлым летом, когда был в Прибалтике и Гамбурге, без велосипеда там обходиться не мог. Но за рубежом арендовать велосипед не составляет никакой сложности. Практически в любой европейской семье велосипед, как, например, утюг -- вещь повседневного пользования. Мне хотелось, чтобы прокат был в центре города. Приезжаешь на несколько дней и можешь арендовать на это время велосипед", -- рассказывает Константин Черняев.<BR>Функционирует rent-a-bike чуть больше месяца. За это время Константин познал все сложности предпринятого им мероприятия. "Бизнес этот, конечно же, сезонный. Да и в дождливую погоду простой обеспечен. Но даже если будут погода и реклама, думаю, в Петербурге спрос на велосипеды никогда не достигнет европейской масштабности. У нас нет велокультуры, не развита соответствующая инфраструктура. Хотя, как говорят иностранцы, в том, что у нас нет специальных велодорожек, есть свои преимущества. Можно ездить практически без правил, к тому же среди плотного трафика. Это экстремально, и многих привлекает", -- рассказывает велосипедист-бизнесмен.<BR>Прыгают по бордюрам и лестницам в основном отечественные велолюбители. Целевой клиент rent-a-bike -- иностранные туристы, -- по словам Константина, обращаются с двухколесным транспортом мягче. Как показал месячный опыт, услугами господина Черняева в равной степени желали воспользоваться как иностранцы, так и россияне. "Часто люди берут велосипед на несколько дней себе на дачу. Менеджеры разных фирм берут, чтобы покататься после работы. Очень много студентов приходит. На неделю арендовал у нас велосипед финский режиссер, который приезжал на Фестиваль фестивалей", -- вспоминает Константин Черняев.<BR>Парк проката у господина Черняева состоит из 15 велосипедов. Только шесть из них он купил новыми, два до прокатной судьбы находились в его личном пользовании, остальные ему подарили друзья. "Я решил, что покупать дорогие велосипеды для проката не стоит. Правда, об "Аистах", "Камах" речь тоже не шла. Это должен был быть надежный велосипед приблизительно за $150. Друзья посоветовали мне одну из моделей STARK", -- делится опытом Константин.<BR><BR><B>И днем, и ночью</B><BR>В свой проект Константин Черняев вложил около $2 тыс. По его подсчетам, велосипед окупается после ежедневного 2-недельного использования. В самые "прокатные" дни у Константина задействовано не более 12 велосипедов. А долго эксплуатировать велосипеды, по мнению их хозяина, нельзя. Максимальный срок -- два сезона. После этого он намерен продавать их как секонд-хенд. Есть у господина Черняева и желание расширить сферу своего бизнеса -- проводить велоэкскурсии. Например, по ночному городу.<BR>У генерального директора страховой компании "Капитал-Полис" Алексея Кузнецова идея организовать велосипедные экскурсии в Павловске появилась несколько лет назад. Сам Алексей очень любит гулять в Павловском парке и знает, что до всяких красивых мест не так просто добраться, ведь парк занимает 600 гектаров. Воплотилась идея только в июне этого года. В проект вложено $7 тыс., 30 китайских велосипедов POWER обошлись приблизительно в $100 каждый. "Основной принцип, по которому я покупал велосипеды для проката, -- широкая рама, широкие колеса. Это ни в коем случае не должны были быть гоночные или горные велосипеды, чтобы люди не гоняли по парку и не портили дорожки", -- рассказывает менеджер проекта Сергей Лихоткин.<BR>В неделю проходит четыре-пять велосипедных экскурсий от "Капитал-Полиса". Всего за время функционирования проката было проведено чуть больше 20 экскурсий. Как говорят сами организаторы, "проект не раскручен". Хотя они к этому особо и не стремятся. "Это не коммерческий проект, а рекламный. Основная цель -- сделать так, чтобы наши клиенты продлевали с нами договора, а потенциальные -- их заключали. Теперь у них появилась возможность подумать об этом, приехав в Павловск на нашу велоэкскурсию", -- рассуждает господин Лихоткин. Им страховая компания предоставляет скидки на экскурсии. Еще Сергей Лихоткин решил сбросить цену на аренду велосипедов всем бородатым, рыжим и влюбленным.<BR><BR><B>Фактор страха</B><BR>Главное преимущество велосипедных экскурсий -- отсутствие возможности украсть велосипед. Зато очень часто у СК "Капитал-Полис" ломают рекламные щиты.<BR>В целом противозаконное обращение с двухколесными машинами наблюдается не так часто. У Константина Черняева велосипеды еще не угоняли. Говорит, что сам договор, который оформляется на время аренды, служит фактором страха. Уповать на то, что арендатор вернется за залогом, сложно. Хотя и предусмотрен залог в 150 евро, в каждом случае он может быть оговорен отдельно. Кто-то оставляет фотоаппарат, кто-то -- ноутбук, кто-то -- камеру, кто-то ничего не оставляет: "Мы очень лояльно стараемся подходить к залогу". А вот у Владимира Макарова этим летом угнали два велосипеда. Правда, директора Jet Set это не очень расстраивает. Говорит, велосипеды-то застрахованы. А еще говорит, что угоняли их российские граждане. Иностранцы, мол, на такое не пойдут. Хотя, например, в Вене попытка ввести в пользование общественные (бесплатные) велосипеды потерпела неудачу. Через неделю почти половину бесплатных велосипедов из 1500 граждане решили не возвращать. Эксперимент пришлось приостановить. В Финляндии общественные велосипеды тоже крадут, но не так широкомасштабно. Поэтому здесь все еще вставляют монетку в 2 евро в замок цепи и берут велосипед для личного бесплатного пользования. Вернув велосипед в исходное место, монетку велоарендатор получает обратно. (Н.Б.)<BR><BR>