Из плохих школьников решили сделать хороших рабочих

Тинэйджеры, бросившие школу, получили право учиться

<BR><BR><B>Тинэйджеры, бросившие школу, получили право учиться</B><BR><B>в профтехучилищах с 13,5 лет</B><BR>Комитет по образованию администрации Петербурга разрешил поступать в ПТУ подросткам, не имеющим основного общего образования выше 8 класса.<BR><BR>Об этом гласит Приказ комитета от 27 мая 2003 года №846 "О профессиональной подготовке молодежи, не имеющей основного общего образования, в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга".<BR>Как сообщил "ДП" начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию Юрий Базеев, данный нормативный акт "даст путевку в жизнь" большему количеству подростков, попутно обеспечив дополнительной рабочей силой городские предприятия. По официальной статистике, 91,4% выпускников петербургских ПТУ трудоустраиваются. По информации "ДП", снижение возрастной планки для абитуриентов может увеличить количество учеников ПТУ примерно до 20 тыс. человек ежегодно.<BR>Начальники отделов кадров крупных петербургских заводов солидарны с чиновниками и считают, что новшество поможет вербовать им новых сотрудников, ведь "человек с 11 классами все равно к станку не встанет".<BR><BR><B>Не хочу учиться</B><BR>По словам Юрия Базеева, Министерство образования разрешило поступать в ПТУ подросткам без образования еще в 1992 году. С тех пор планка "уровня серости" подростков несколько раз менялась, пока, наконец, право учиться в техникумах не получили тинэйджеры, бросившие школу в 8 классе. Как сообщил "ДП" Юрий Базеев, воплощение приказа в жизнь не потребует от Комитета по образованию привлечения дополнительных средств, а будет осуществляться в рамках запланированного бюджета. Средний возраст "необразованных подростков", которым позволено "тянуться к знаниям", составляет 14,5 лет. Правда, при соблюдении некоторых условий в ПТУ можно принять и тинэйджера в возрасте 13,5 лет. В частности, для этого нужно включить его в "специальную группу профессиональной подготовки" и позволить ему доучиться в школе до 9 класса.<BR>По словам сотрудников Комитета по образованию, при создании номенклатурного перечня профессий, которым будут обучаться подростки, станут учитываться пожелания потенциальных работодателей -- директоров заводов Петербурга. Проблема нехватки молодых рабочих рук давно волнует руководителей промышленных предприятий. Несмотря на это, Правительство РФ признало наличие дефицита рабочей силы в стране только в феврале 2003 года (см. "ДП" №25/03, www.dp.ru). По словам министра труда и социальной защиты РФ Александра Починка, "до 40% выпускников образовательных учреждений сегодня не находят себе применения, тогда как в других отраслях ощущается острый дефицит кадров".<BR>До конца года Минтруда должно доработать "Основные направления политики на рынке труда России на 2003-2005 годы".<BR>Как сообщил "ДП" пожелавший остаться неизвестным сотрудник АО "Кировский завод", выход приказа окажет благоприятное влияние на комплектование штата завода и на социальную ситуацию в Петербурге.<BR>"Ведь у человека могут быть различные семейные обстоятельства, и у него нет возможности учиться до 11 класса, ему нужно зарабатывать деньги. А этот документ позволяет подростку трудоустроиться как можно раньше", -- уверен он. Однако выход данного приказа еще не означает, что все "уличные" выпускники ПТУ трудоустроятся.<BR><BR><BR><B>мнение</B><BR>Нина Мышинская, директор по персоналу, начальник отдела по работе с персоналом ОАО "Балтийский завод":<BR><BR>"На Балтийском заводе работают около 1700 выпускников ПТУ разных лет, что составляет около 40% от общей численности рабочих. В основном это выпускники ПУ-14, традиционно готовящего кадры для завода. За прошедший учебный год завод принял на практику около 200 учащихся ПУ-14 и около 30 учащихся других лицеев и училищ города. Но на работу по окончанию училища пришли менее 30 человек. За счет хорошей организации практики в цехах завода в этом году учащиеся ПУ-14, проходившие практику на Балтийском заводе, заняли "призовые" места на городских конкурсах профессионального мастерства учащихся ПУ: второе место на конкурсе электросварщиков и второе место на конкурсе токарей. Но в то же время уровень теоретических знаний учащихся, прошедших такие программы профессиональной подготовки, довольно невысок. Это препятствует развитию их профессионального потенциала и не соответствует потребностям производства, что вынуждает завод организовывать для выпускников ПУ дополнительную профессиональную подготовку".