00:0022 июля 200300:00
133просмотров
00:0022 июля 2003
Петербургская группа "Катод" рассчитывает стать крупнейшим производителем аккумуляторов в России
Петербургская группа "Катод" рассчитывает стать крупнейшим производителем
аккумуляторов в России
Летом этого года группа "Катод" запускает два проекта --
в Петербурге и Узбекистане, -- что позволит компании войти
в пятерку крупнейших российских производителей аккумуляторов.
Новые мощности "Катода" позволят выпускать около 1,5 млн аккумуляторов в год,
минимальная потребность российского рынка -- 7 млн штук в год.
Европейская дружба
Первый проект НПО "Катод" осуществляет в сотрудничестве со своим стратегическим
партнером концерном Varta-Bosch, с которым достигнута договоренность о
производстве аккумуляторных батарей марки Varta в Петербурге. Речь идет об
осуществлении сборки и формировки (см. врезку) аккумуляторных батарей. Этот
проект потребует установки в Петербурге только сборочной линии, т.к.
формировочное оборудование уже функционирует на площадях "Катода" с 2001 года.
Инвестиции в проект сборки составят около $3 млн, а проектная мощность линии --
500 тыс. аккумуляторов в год.
По словам Светланы Прусовой, директора арт-имидж-центра ЗАО "НПО "Катод", проект
организации линии по сборке аккумуляторов Varta пока не оформлен как отдельное
юридическое лицо. В настоящее время рассматриваются два организационных
варианта.
Первый -- создание совместного предприятия с контрольным пакетом (51%) акций у
компании Varta AG. В этом случае оборудование сборочной линии будет внесено в
качестве вклада в уставный капитал.
Второй вариант -- это 100%-ное российское предприятие в рамках ЗАО "НПО "Катод"
или специально созданной компании. Такой вариант является для НПО "Катод"
приоритетным. В этом случае оборудование будет поставлено в лизинг.
Компанию Varta с НПО "Катод" связывают давние партнерские отношения. "Катод"
является крупнейшим продавцом аккумуляторов Varta в России.
Доля продукции Varta в объеме продаж "НПО "Катод" в России составляет около 30%,
а доля НПО "Катод" в реализации продукции Varta в России составляет примерно
50%.
Дорога на юг
В августе 2003 года на площадях совместного узбекско-американского предприятия
"УзЭксайд" в г. Джизак (Узбекистан) начнется производство аккумуляторных батарей
под маркой "Катод". Проектная мощность завода составит 1 млн АКБ в год. По
словам Светланы Прусовой, на этот уровень завод планирует выйти к середине 2004
года.
Учредителями СП "УзЭксайд", созданного в 1999 году, являются ассоциация
предприятий автомобилестроения "Узавтосаноат" и АО "Джизакаккумулятор" c
узбекской стороны и корпорация Exide (США). Ранее завод "Джизакаккумулятор"
производил принципиально другие источники питания -- щелочные батареи. Для
строительства на его площадях производства никель-кадмиевых аккумуляторов и было
создано СП "УзЭксайд".
Изначально планировалось, что завод будет выпускать аккумуляторы под торговыми
марками американской корпорации. Однако сотрудничество с Exide уперлось в
финансовые проблемы. Подробности этого не разглашаются.
Во второй половине 2002 года к строительству завода "УзЭксайд" подключились по
приглашению правительства Узбекистана компании "Евразия Транс Лимитед" и НПО
"Катод". Владельцы первой компании являются совладельцами "Катода". По условиям
контракта этот консорциум в рамках пусконаладочных работ (ранее это планировал
выполнить Exide) должен организовать выпуск аккумуляторов под маркой "Катод" для
всех видов автомобильного транспорта. Инвестиции в эту часть проекта составляют
$2 млн. Общая стоимость строительства завода составляет $60 млн. По словам
специалистов "Катода", контракт рассчитан до весны 2004 года. Но руководство
консорциума ведет переговоры о долгосрочной эксплуатации завода и выкупе
контрольного пакета акций.
Мнение конкурентов
Основными конкурентами НПО "Катод" на российском рынке являются ООО
"Востсибаккумулятор", ООО "АкТех", ОАО "Тюменский аккумуляторный завод" и ЗАО
"Подольский аккумуляторный завод".
Как сообщила Екатерина Попова, специалист по маркетингу компании ООО
"Востсибаккумулятор", "позиции на отечественном рынке аккумуляторных батарей,
которые НПО "Катод" занимает сейчас, достаточно крепки". "При хорошо развитой
сбытовой сети и при грамотной маркетинговой политике реализация данного проекта
позволит усилить НПО "Катод" позиции на нашем рынке, -- продолжает она. --
Однако, как мне кажется, занять первое место им будет тяжело, так как остальные
компании не будут стоять на месте".
"Наша компания будет стараться также увеличить объемы выпуска, -- говорит
Екатерина Попова. -- Если в 2002 году мы выпустили 650 тыс. аккумулятров, то в
2003 году мы планируем выпустить 750 тыс. штук, а в 2004 году мы постараемся
выпустить порядка 1 млн штук за счет приобретения нового оборудования и
внедрения новых технологий".
В ЗАО "Подольский аккумуляторный завод" называют проект, реализуемый НПО
"Катод", "смелым". Об этом заявил Борис Галеня, коммерческий директор ЗАО
"Подольский аккумуляторный завод". "Проект, осуществляемый в Узбекистане,
заставит активно действовать всех участников на рынке аккумуляторов, -- говорит
он. -- А НПО "Катод" займет позиции сильного игрока, с которым надо считаться.
Что касается технического аспекта, то технология, которую они применяют, не
совсем наша, и потому может возникнуть вопрос, как хорошо будут работать эти
аккумуляторные батареи зимой".
Емкость рынка
По словам Елены Терещенко, заместителя начальника отдела департамента
автотранспорта Минтранса РФ, на 2002 год парк автомобилей в РФ составил 25,4 млн
единиц. Из них легковые автомобили -- 20,3 млн штук. В среднем, около 30%
легковых автомобилей ежегодно требуют замены аккумулятора. Таким образом,
минимальная потребность российского рынка в новых аккумуляторах составляет 7 млн
единиц. По оценке отдела маркетинга "Катода", минимальная потребность
российского рынка в аккумуляторах составляет 10 млн штук. Потребность в
аккумуляторах автомобилестроительной промышленности РФ составляет более 1 млн
штук (см. диаграмму).
Определение
Формировка -- это основной электрохимический процесс, от правильного выполнения
которого зависят пусковые характеристики и срок службы аккумулятора. Во время
этого процесса происходит электрохимическое формирование кристаллической
структуры активных материалов положительного и отрицательного электродов,
обеспечивающей, при прочих равных условиях, в течение многократных зарядов и
разрядов требующиеся от аккумулятора пусковые характеристики и срок службы.