Бизнесмены заставляют людей танцевать

Человека, отвечающего на танцполе за сведение музыкальных пластинок или компакт-дисков, принято называть диджеем. Впрочем, иногда его можно назвать и бизнесменом.

<BR><BR>Человека, отвечающего на танцполе за сведение музыкальных пластинок или компакт-дисков, принято называть диджеем. Впрочем, иногда его можно назвать и бизнесменом.<BR><BR>Говорят, диджейством в России деньги зарабатывают единицы. Но некоторым местным диджеям этого и не надо. У них есть своя фирма, а покрутить пластинки им просто в радость. При этом в своем мастерстве они нисколько не уступают профессионалам и очень часто становятся "резидентами" клуба -- теми диджеями, которые обеспечивают его репутацию.<BR><BR>DJ Buzz<BR>Александра Болдуина, генерального директора компании "Лаборатория пространств", по полному праву можно назвать если не резидентом, то диджеем клуба "Тоннель". Играет он здесь давно и с завидным постоянством. Ему нравится как сам клуб, так и его музыкальная стилистика: dub, electro dub, ambient, trance -- это те музыкальные направления, которые "живут" в "Тоннеле" и в сердце директора.<BR>Шел Александр к диджейству долго, но уверенно. И даже хотел быть музыкантом-синтезатoрщиком. Управляться с пластинками господин Болдуин научился достаточно быстро: "Мне всегда нравилась музыка. В моем доме могло не быть телевизора, но стереосистема была всегда. Первое мое выступление проходило в клубе "Звездная пыль". Располагался он в помещении Планетария". Было это осенней ночью 1993 года. "Пригласили меня поиграть туда знакомые. Я приехал со своими дисками и проигрывателем. Поиграл полтора часа легкое техно. Совсем не волновался -- наверное, оттого что крепко выпил перед началом выступления", -- продолжает он.<BR>Выступает Александр Болдуин не только в клубах, но и на оpen аir по приглашению друзей и знакомых. Предпочтений, где выступать -- на открытой площадке или в клубе, -- у него нет. На получение удовольствия от диджейства влияют другие факторы. "Для меня самое главное -- чтобы получилось сыграть так, как хочется, и чтобы окружающим это нравилось не меньше, чем мне. Я всегда смотрю на публику: если ее совсем не прет от того, что я играю, меняю пластинку. Бывает такое, что приезжаешь с настроением играть одно, а через 5 минут понимаешь: люди хотят другую музыку. Но, чтобы чувствовать аудиторию, нужны и опыт, и интуиция", -- рассказывает Александр.<BR>Господин Болдуин иногда диджействует в паре. Дуэт ему составляет сотрудник его же компании. "Играть в четыре руки -- это довольно интересно. К тому же -- динамично. В дуэте один диджей другого как бы подталкивает. Ведь неизвестно, какую музыку поставит твой "дуэлянт", и чем она кончится, тоже неизвестно. Но ее с достоинством нужно продолжить", -- объясняет он.<BR><BR>"Эгоист"<BR>Олег Пак, совладелец и директор по производству ЗАО "ОКИЛ", свое первое выступление не запомнил. Говорит, потому, что неудачное. Самое удачное назвать тоже не может. На этот раз оттого, что накопилось таковых много. Ведь выступает Олег не реже одного раза в неделю. Начал директор по производству крутить пластинки (удачно) в 1998 году в клубе "Мама". Неоднократно выступал в "Порту", в модном клубе "Грибоедов". Сейчас 3 раза в месяц им озвучивается клуб Jakata, один раз в месяц -- "Тоннель", время от времени -- "ОнегинЪ".<BR>Клубную музыку господин Пак любил всегда: "Сначала я ходил в клубы танцевать. Понравилось. Когда людям надоедает танцевать в клубах, они обычно перестают посещать их. Я выбрал иной путь. Я стал в них играть музыку".<BR>Самое большое удовольствие Олег получает от власти над своими слушателями. Однако ничего диктаторского в его потребностях нет. "Публика должна сама захотеть мне подчиниться. Для этого я, собственно, и работаю. Я включаю музыку в первую очередь для людей, а не для себя. Но это и очень трудно -- завладеть залом. Когда какой-нибудь диджей говорит, что самое сложное -- сводить пластинки, -- это белиберда для детских умов. Если ты управляешь залом, то заставишь его танцевать, хлопать, кричать тогда, когда этого хочется тебе. А удовольствие это ни с чем не сравнить", -- рассказывает бизнесмен.<BR>Господин Пак не очень любит выступать на больших площадках, предпочитает маленькие клубы. "Обычно на фестивале каждому диджею выделяют 1 час. Первые полчаса настраиваешь аппаратуру. За остававшееся время "раскусить" зал невозможно.<BR>Другое дело -- маленький клуб со знакомой аудиторией. Например, в клубе Jakata раз в месяц я играю по 6 часов. Такие вечеринки называются "Эгоист". Это когда весь вечер играет один диск-жокей. В принципе, ничего сложного в этом нет", -- рассказывает Олег Пак. Оказывается, крутить диджею пластинки несколько часов подряд, не отходя от проигрывателей, совсем необязательно. Поставил длинный трек -- и гуляй смело. По нужде или так, ноги размять.<BR><B>Ночная закалка</B><BR>График работы диджея связан с ночными сменами. Однако, по словам петербургских диджеев плюс бизнесменов, полуночные клубные концерты не только не понижают работоспособность, но и определенным образом тренируют ее. "Часто бывает, что приходится работать по несколькo суток без отдыха. А так как я закален ночной игрой в клубах, то для меня это несложно", -- объясняет Александр Болдуин. Олег Пак также уверен, что клубные вахты нисколько не мешают основной работе. Хотя бы потому, что крутит он пластинки в выходные, а поспать можно и днем: "Для меня это отдых. Кто-то катается на лыжах, кто-то на серфинге, а мне вот такое развлечение больше по душе".<BR><BR><B>Техника</B><BR>Хобби под названием "диджейство" -- удовольствие не из дешевых. В среднем комплект музыкального оборудования обходится в $2-2,5 тысячи. Это не считая пластинок и дисков. Виниловые проигрыватели ("вертушки") на несколько сотен долларов дороже CD-проигрывателей.<BR>"Винила" у Олега много, он как раз относится к той категории людей, которые измеряют их количество квадратными метрами занимаемого в комнате пространства. У него их под 1000, и каждую неделю по 5-10 штук прибавляется. Покупает виниловые пластинки господин Пак в основном через интернет-магазины, потому что единственный уважаемый им магазин пластинок закрывается раньше, чем бизнесмен заканчивает свой трудовой день. "Выбор пластинок в интернет-магазинах как минимум в 3 раза больше, чем в реальном магазине. Покупаю обычно в американском магазине, доходят пластинки из Штатов за 3 дня", -- рассказывает Олег Пак. А вот Александр Болдуин предпочитает играть на мини-дисках. Это компактно и удобно (в "сундучок" примерно 25x20x10 см вмещается и проигрыватель, и почти сотня "мини"). К тому же его годовалая дочка дома ломает звукосниматели на "вертушках". (Н.Б.)<BR>