00:0014 июля 200300:00
18просмотров
00:0014 июля 2003
Отечественный рынок подсолнечного масла стремится к автономности
<BR><BR><B>Отечественный рынок подсолнечного масла стремится к автономности</B><BR>Отрицательная динамика развития российской масложировой отрасли в 2002 году не мешает операторам наращивать мощности и создавать новые производства.<BR><BR>Конъюнктура на внутреннем рынке растительного масла (подсолнечного, кукурузного, соевого, рапсового, оливкового) зависит от урожая в конкретный год и определяется ситуацией ни мировом рынке.<BR>При низком урожае подсолнечника в России отечественные операторы рынка корректируют его с помощью увеличения импорта сырья или готовой продукции, а также с помощью цен. Например, неурожай подсолнечника в России в 2001/2002 сельхозгоду сказался на объеме производства масла в 2002 году. Однако необходимый размер рынка был восстановлен за счет аргентинской и украинской продукции (см. табл.) и увеличения цен почти в 2 раза.<BR><BR><B>Парадоксы рынка</B><BR>Несмотря на неполную загруженность маслоэкстракционных заводов (МЭЗ) в неурожайные годы, маслоделы готовы запускать новые производственные мощности. С их вводом отечественные операторы намерены уменьшить зависимость российского рынка от зарубежной продукции.<BR>Производство конкурентоспособной продукции, по словам первого заместителя исполнительного директора Масложирового союза России Германа Иванова, не только потеснит импортеров, но и откроет для отечественных маслоделов мировой рынок. Тем более что возможности отрасли это позволяют.<BR>О строительстве новых маслоэкстракционных заводов (МЭЗ) в 2002-2003 гг. заявили лидеры отрасли -- агросоюз "Юг Руси", ростовская агро-индустриальная корпорация "Астон" и группа "Русагро" (см. табл.).<BR><BR><B>Альтернатива</B><BR><B>подсолнечнику</B><BR>При введении в эксплуатацию заявленных предприятий мощности отрасли увеличатся примерно на 1 тыс. тонн в месяц. "Существующих мощностей по переработке подсолнечника, в принципе, хватает. Но примерно 20-25% из них не отвечают современным технологиям и неэффективны, -- говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Сергей Макеев. -- Предприятия, наращивающие мощности, стремятся контролировать всю цепочку производства -- от рафинации до розлива".<BR>Кроме того, введение новых заводов скажется и на производстве других растительных масел -- соевого, кукурузного и рапсового, объем импорта которых держится на уровне 60% от общего объема импорта масел.<BR>Косвенным подтверждением является информация Соевого союза России, согласно которой в период 2003-2005 гг. в России будут созданы 10 сырьевых зон для производства пищевой сои -- в Краснодарском крае и Черноземье, в Амурской области, а также в Ставропольском и Приморском краях. Таким образом, наличие собственного сырья позволит снизить объем импорта соевого масла. Его доля в 2002 году в структуре импорта, по данным ООО "Фонд информационных технологий", составила 47% от общего объема ввезенного зарубежного масла.<BR><BR><B>Зарубежное</B><BR><B>противостояние</B><BR>Попытки российских операторов отвоевать часть родного рынка бутилированного масла встречают у зарубежных игроков ответную реакцию. Причем ввозные пошлины не спасают рынок от присутствия зарубежных компаний. Их увеличение в большей мере влияет на изменение конъюнктуры внутреннего рынка -- на ценовую политику компаний и на расклад сил. Игроки рынка отмечают, что при увеличении пошлин на ввозимое масло цена на масло, произведенное в России, также поднимается.<BR>Не желая сдавать позиции и снижая издержки, связанные с прохождением таможни и логистикой, одни зарубежные компании размещают заказы на российских предприятиях, другие строят производства на территории России.<BR>Использование местного сырья освобождает их от ввозных пошлин, что дает возможность этим компаниям вести гибкую ценовую политику. По словам начальника аналитического отдела ЗАО "Аграрно-Промышленная Инвестиционная компания ЭФКО" (марка "Слобода") Владимира Бондаренко, компания Cereol, выпускающая на Днепропетровском МЭЗ (Украина) масло "Олейна", выводит на российский рынок продукцию по демпинговым ценам.<BR>Другой зарубежный игрок российского рынка -- аргентинская компания Molinos -- также размещает производство на украинском заводе "Чумак".<BR>Компания AGD, также из Аргентины, весной 2003 года заключила договор с "Русагро" о производстве масла Natura на ОАО "Краснодарский масложировой комбинат", принадлежащем российской компании.<BR>О планах начать строительство завода по производству растительного масла на Юге России объявила американская компания Cargill, специализирующаяся на переработке сельхозпродукции, производстве минеральных удобрений, поставках зерна и сахара.<BR><BR><B>Рынок растет</B><BR><B>на брендах</B><BR><B>и консолидации</B><BR>Прогнозы на дальнейшее развитие рынка растительного масла его представители делают практически одинаковые.<BR>"В 2003 году рынок подсолнечного масла должен вырасти на 6-7%, -- считает начальник аналитического отдела "ЭФКО" Владимир Бондаренко. -- А в 2004 году -- на 5%. Причем ситуация будет меняться в сторону новых брендов в средней ценовой категории. Также будут расширяться мощности и строиться новые заводы". О возможном выводе новых марок говорит и Наталья Бурдина, региональный менеджер "Торгового дома "Омега", являющегося генеральным дистрибьютором компании Molinos в России (марка Ideal).<BR>Герман Иванов из Масложирового союза России говорит о том, что в будущем произойдет импортозамещение готовой продукции.<BR>Но для этого необходимо создать устойчивую сырьевую базу, расширить площади посевов и оснастить сельские хозяйства новой техникой, что невозможно без государственной поддержки. Такого же мнения придерживается и бренд-менеджер ТД "Раздолье" (марки "Раздолье", "Милора") Станислав Тюрин.<BR>Кроме того, представители Масложирового союза России говорят и о консолидации игроков, которая уже началась. Ростовская агроиндустриальная корпорация "Астон" и торгово-промышленная компания "Русская бакалея" договорились об объединении бизнеса по производству подсолнечного масла. Таким образом, новое объединение может занять до 40% рынка бутилированного подсолнечного масла в России и обойти нынешнего лидера -- компанию "Юг Руси".<BR><B>Итоги: 2001/2002 сельхозгод</B><BR>l На динамику развития масложировой отрасли в 2001/2002 сельхозгоду повлияла нехватка сырья, вызванная неблагоприятными погодными условиями.<BR>l Кроме погодных условий на валовом сборе подсолнечника сказалось уменьшение посевных площадей и сокращение уровня урожайности.<BR>l По данным аналитиков Министерства сельского хозяйства, на начало 2002 года запасы семян подсолнечника были на 43,8% меньше, чем в начале 2001 года.<BR><BR><B>Прогнозы: 2002/2003 сельхозгод</B><BR>l По прогнозам Института Аграрного маркетинга, в 2003/2004 сельхозгоду валовой сбор подсолнечника в России составит 3,4-3,7 млн тонн и будет приближен к показателю 2002 года (3,68 млн тонн).<BR>l Причем дальнейшее сокращение уровня урожайности компенсируется увеличением посевных площадей в Воронежской, Волгоградской, Саратовской, а также Тульской, Орловской и Курской областях. А валовой сбор подсолнечника увеличится примерно на 30%.<BR>l На 10 июля 2003 года сев подсолнечника в России составил 4465,5 тыс. га. Это на 22% больше, чем на данный период 2002 года. Около половины всех посевных площадей находится в Южном регионе.<BR><BR><B>Пошлины снижают производство</B><BR>l В 2000 году ставка таможенной пошлины на ввоз масла увеличена в 3 раза -- до 15%. Это привело к удорожанию не только импортной, но и отечественной продукции. Спрос на подсолнечное масло начал падать. Отечественные и зарубежные производители вынуждены были снизить обороты.<BR>l Следующее увеличение -- в 2002 году -- было также невыгодно отечественным производителям. Тогда правительство подняло минимальную ввозную пошлину с 90 евро за тонну до 140 для фасованных масел и до 100 евро за тонну для нефасованных масел. При этом процентная ставка пошлины осталась без изменений -- 15%.<BR>l После этого внутреннее производство начало падать быстрее импорта. По данным Государственного таможенного комитета РФ, в 2002 году объемы ввоза подсолнечного масла снизились по сравнению с 2001 годом на 5% в пользу более дешевых растительных масел -- соевого и пальмового. В то же время внутреннее производство подсолнечного масла сократилось на 8,7%.<BR>l Несмотря на сокращение объемов производства, в марте 2003 года Масложировой союз России инициировал новое повышение таможенной пошлины на ввозимое масло со 140 евро за тонну бутилированного подсолнечного масла до 180. По оценкам Масложирового союза, это позволит на треть сократить импорт в Россию бутилированного подсолнечного масла и увеличить загрузку отечественных маслоэкстракционных заводов. Новая ставка еще не рассмотрена Межведомственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле.<BR>l Емкость российского рынка подсолнечного масла составляет около $1 млрд, в том числе бутилированного -- $750 млн.