Лапотная индустрия в Петербурге лыка не вяжет

Устойчивое фразеологическое выражение "Россия лапотная" почти потеряло свою актуальность. Потому что объемы производства лаптей в Петербурге и северо-западных окрестностях России поддерживаются на самом минимальном уровне.

<BR><BR>Устойчивое фразеологическое выражение "Россия лапотная" почти потеряло свою актуальность. Потому что объемы производства лаптей в Петербурге и северо-западных окрестностях России поддерживаются на самом минимальном уровне.<BR><BR>Лаптей продолжают плести много. Очаги производства были обнаружены в Новгороде, Сыктывкаре, Архангельске, Кронштадте, а также в городах и селах Ленинградской области. Другое дело, что никому из предпринимателей пока не удается выйти на промышленные объемы. Скорее всего, этому мешает недостаточная раскрученность товара. Японскую матрешку туристы знают гораздо лучше, чем традиционную русскую обувь.<BR><BR><B>Загадки</B><BR>Несмотря на элементарность конструкции, на самом деле с лаптями не все так просто. Побеседовав почти с полудюжиной лапотников, корреспондент "ДП" выслушал ровно столько же версий в ответ на вопрос: "Что такое лапоть?"<BR>В первую очередь разногласия возникают с материалом. Хит "Лапти, да лапти, да лапти мои. Лапти лыковые..." к действительности отношения не имеет. Потому что лапти в подавляющем большинстве случаев на северо-западе плетут из бересты.<BR>Поэтому новгородский предприниматель Вячеслав Микушов уверен, что все то, что сейчас продается под видом лаптей, на самом деле надо называть по-другому: "Пожалуй, настоящих лыковых лаптей в Новгородской области уже никто не делает -- спроса нет. Плетенная из бересты обувь называется "ступни", от слова "ступать". Делают ступни из четного числа полосок, переплетаемых в шахматном порядке".<BR>Изготовитель лаптей из Кронштадта Валерий Сартаков с новгородским соратником не согласен. Валерий к лаптям относит обувь, закрывающую стопу. Получается что-то типа "шлепанцев". Другие же "лаптеобразные" -- "ступни" (они же босяки) по форме очень напоминают галоши. Некоторые мастера относят к лаптям и берестяную обувь с высоким голенищем.<BR>Как ни странно, противоречия можно обнаружить даже в словарях. Так, согласно "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, лапоть должен быть сплетен из лыка. А Владимир Даль "разрешает" делать лапти не только из лыка, но и из коры ракиты, ивы, тала, вяза, березы, дуба, тонких корней, соломы и много еще чего другого.<BR><B>Бикини и лапти</B><BR>У Валерия Сартакова руки всегда были при деле. Многие годы он занимался резьбой по дереву. В начале 1990-х годов, проживая в деревне Белячиха Бокситогорского района, он познакомился с держательницей лаптевого дела. За 3 дня Валерий научился плести берестяные лапти. Способами производства иных лаптей его учительница не владела.<BR>Валерий говорит, что мог бы неплохо зарабатывать на лаптях. Однако сейчас делать лапти ему уже не очень интересно. Поэтому, хотя Валерий Сартаков способен за день произвести на свет четыре-пять пар берестяных лаптей, но плетет не более 60 в год. Душа Валерия, отождествленная им же с натурой художника, требует большего. Делает Валерий берестяные головные уборы и одежду. Например, не так давно он сделал бикини из бересты.<BR>Большую часть лаптей Сартаков плетет на заказ. В основном клиентами выступают фольклорные коллективы, выставочные фирмы, а иногда канцелярии губернаторов и вице-губернаторов.<BR>Кронштадтский мастер делает лапти как настоящие, так и сувенирные. Сувенирный лапоть -- если и налезет на ногу, то ненадолго. Потому что не предназначен для носки, ввиду деликатности конструкции. А для обер-бургомистра Хельсинки Эвы-Риитты Сиинтанен Сартаков сделал лапти, которые с натяжкой можно назвать даже сувенирными. Они не просто маленькие (около 7 см), но к тому же остроносые и на каблуках.<BR>"Часто лапти покупают богатые люди для стеба. А директор одной из фирм любит ходить в моих лаптях в баню. Но что меня больше всего удивило, так это старушки, которые сами себе заказывают лапти на смерть. Оказывается, хоронить людей в лаптях -- это старинный русский обычай", -- рассказывает мастер. Однако использовать спрос на лапти как на похоронную обувь и реализовывать их через бюро ритуальных услуг он не пробовал.<BR><BR><B>Господин Великий Новгород</B><BR>Главное место обитания лаптей в Великом Новгороде -- Кремлевская аллея. Здесь официально продают изделия из дерева и бересты лицензированные мастера народных промыслов.<BR>Добывают бересту для "ступней"-лаптей в Новгородской области по разовому билету в лесничестве. По словам мастеров, килограмм снятой бересты обходится в 10 рублей. В сувенирные ступы размером 5 сантиметров продавцы засовывают деревянных божков и святых, которые выглядывают оттуда наподобие Санта-Клаусов из красного носка. Лапоточки чуть больше уже утилитарны. Вячеслав Микушов с удовольствием рассказывает, что у них есть своя "сказка", то есть история: "В язычестве на новорожденного младенца надевали его первые берестяные пинетки с пожеланием здоровья, удачи и защиты от злых духов. Под такую присказку лапти покупают охотнее". Стоит невеликая обувка 50-70 рублей. Продавцы с Кремлевской аллеи рассказывают, что берестяные тапочки охотно примеривают взрослые мужчины, их не смущает ни неудобство при носке, ни цена в $6-10. Наибольший же интерес к подобной обуви, по наблюдениям мастеров, испытывают скандинавы. Модель у лаптей всегда одинаковая, тем не менее и она утверждается на местном худсовете при местном Комитете культуры.<BR><BR><B>Сувенир</B><BR>Если настоящие лапти в свободной продаже в Петербурге можно было встретить разве что на ярмарке "Российский фермер", то представленность сувенирной продукции в торговой сети выше.<BR>Из десятка обследованных сувенирных магазинов лаптями торговали лишь два. "Мы и сувенирных-то лаптей продаем не больше трех-четырех пар в месяц. Настоящие стоят дороже. Если ставить выше цену, а лапоточники просят за них как минимум 500 рублей, то лапти просто не будут брать", -- считает директор магазина "Художественные промыслы" Лариса Гаенко.<BR>С петербургскими сувенирными магазинами пытался сотрудничать мастер-берестянщик из деревни Новоселье Сланцевого района Александр Буторин. Когда ему сказали, что наценка на его лапти составит 200-250% Александр решил, что ни одной пары продать не удастся. Поэтому настоящими лаптями он торговал на "Российском фермере" самостоятельно. Пар 10-15 за год берестянщик все-таки продает. Говорит, покупают петербургские дачники. С целью повысить уровень продаж своих изделий Александр Буторин переквалифицировался на маленькие сувенирные лапти -- материала меньше, а спрос есть. Например, этим летом он привез в город 200 пар маленьких лаптей. На этот раз носить их будут куклы.<BR>Другому областному лаптеделу -- Александру Моисееву из села Винница Подпорожского района в отличие от конкурентов удалось найти надежный канал сбыта носибельных лаптей. "Я сбываю свою продукцию в соседний поселок -- Верхние Мандроги. Этот поселок очень часто посещают иностранные туристы, здесь протекает река Свирь, по которой ходят теплоходы. Конечно, делать практичные лапти дольше и сложнее, материала на них уходит много. Но и продать их можно дороже в 2-3 раза. Кстати, иностранцы настоящие лапти используют в качестве сувенирных -- они их не носят", -- поведал берестянщик.<BR><BR><B>Другое</B><BR>Сравнивать современные объемы производства лаптей с тем, что было 100 или 200 лет назад, смысла не имеет. Показатели 1913 года вряд ли будут достигнуты в ближайшее время. Лапти делали практически в каждом доме каждой деревни. Служила пара лаптей не больше 4-10 суток. Носили их зачастую и зимой, поэтому в год человеку требовалось до 50 пар. Кроме того, лапти возами везли в город. Стоили лапти дешево. В конце XIX века -- 3-5 копеек. Сейчас стоимость лаптей колеблется от 100 до 1500 рублей.<BR>Пытаются лаптеделы заработать и на других берестяных изделиях. Александр Моисеев специализируется на берестяной посуде, Александр Буторин -- на оберегах "очелье" (лента из бересты, которая надевается на голову). И то и другое пользуется большим, чем лапти спросом, требует меньше сырьевых и трудозатрат. В Новгороде предприниматели делают лапти-брелоки, лапти-солонки, настенные лапти, куда можно воткнуть букетик засушенных цветов, и огромные по размеру, применение которых известно только их приобретателю. Для многих лапти -- лишь незначительная часть большого бизнеса -- деревянной скульптуры или художественной резьбы по бересте. Другие мастера занимаются торговлей далеко не берестяными изделиями, а Александр Моисеев даже проводит дискотеки в Доме культуры.<BR> (Н.Б., Ю.Г.)