"Фармакор" возвращается к корням

Руководство сети аптек "Фармакор" приняло решение развивать производство лекарств по индивидуальному рецептурному заказу

<BR><BR><B>Руководство сети аптек "Фармакор" приняло решение развивать производство лекарств по индивидуальному рецептурному заказу</B><BR>ЗАО "Фармакор" запускает собственное рецептурное производство, которое будет обслуживать всю аптечную сеть компании, состоящую из 130 точек. Данный маркетинговый ход является реанимированием старой "советской" системы производства лекарств по индивидуальному рецептурному заказу.<BR><BR>Новый производственный проект "Фармакора" расположится в собственном здании площадью 1100 м2 на улице Карпинского.<BR>Значительная часть инвестиций уже сделана: средства вложены в подготовку и ремонт помещения, здание практически перестроено (заменены фасад, крыша, встроена система вентиляции) и в оснащение его отечественным оборудованием и специальной лабораторной посудой. Большая часть посуды произведена на заказ.<BR>Общие инвестиции в проект составят более $300 тысяч из собственных средств компании.<BR>"Такое аптечное производство требует не столько хорошей автоматизации, сколько специальной посуды, -- рассказывает генеральный директор ЗАО "Фармакор" Илья Милевич. -- В России за последние 13 лет не было создано ни одной аптеки с производственным рецептурным отделом, поэтому было сложно приобрести необходимое оборудование и посуду". Планируемый срок окупаемости проекта -- 3-4 года.<BR><BR><B>Пожилой город</B><BR>Идея создания сети аптек с единым рецептурным производством появилась у руководства компании "Фармакор" 3-4 года назад. "Петербург -- один из самых "пожилых" городов России, -- рассказывает Илья Милевич. -- Большая часть наших клиентов -- это пенсионеры, люди с консервативными убеждениями, у которых с советских времен сохранилась вера в рецептурные отделы. Поэтому, как только стало ясно, что рецептурный производственный отдел будет иметь гарантированный спрос, компания "Фармакор" начала разрабатывать проект. Возникла потребность создать одну комплексную производственную аптеку, которая обеспечивала бы всю сеть".<BR>Кроме того, услугами таких отделов могут пользоваться родители детей, склонных к аллергии. Иногда лекарства, изготовленные в индивидуальном порядке, являются единственно возможным вариантом использования.<BR>На июль 2003 года аптечная сеть компании "Фармакор" насчитывает 130 точек.<BR><BR><B>Былое</B><BR>По данным Комитета по здравоохранению администрации Петербурга, сейчас в городе работает около 20 аптек с собственным производственным отделом, большинство из них -- государственные. Всего в Петербурге на этот вид деятельности лицензировано около 100 аптек. В 1991-1992 годах таких аптек было не менее 200, но с 1994 года их количество начало быстро сокращаться из-за низкого уровня рентабельности.<BR>"Содержание производственной аптеки очень затратно, -- объясняет генеральный директор ЗАО "Фармакор" Илья Милевич. -- Большие производственные площади, жесткий санитарный режим, высокая себестоимость изготавливаемой продукции. К примеру, если одна упаковка препарата "Антигриппин", изготовленного большим тиражом на фабрике, в обычной аптеке стоит 15 руб., то лишь себестоимость аналогичного "Антигриппина" в производственной аптеке окажется в 6 раз выше. Вот почему такие аптеки оказались убыточными и их число начало быстро сокращаться".<BR><BR><B>На заказ, по рецептам</B><BR>Новая производственная аптека будет работать по двум направлениям. Первое -- производство стандартных лекарственных препаратов. Например, только препарата "Антигриппин" планируется выпускать около 20 тысяч упаковок в месяц.<BR>Второе направление -- производство индивидуальных лекарств на заказ по рецептам, выданных врачами. Сделать заказ можно будет в любой аптеке "Фармакора".<BR>Такую структуру Илья Милевич объясняет политикой компании. "Упор делается на классические аптеки, которые наряду с врачами являются частью системы лекарственного обеспечения, -- рассказывает он, -- а вовсе не фарммаркеты, где плюс к лекарствам продается все -- от элитной парфюмерии до аккумуляторов и фотопленок".<BR>Параллельно "Фармакор" осуществляет еще два производственных проекта. Первый из них -- это производство дженериков (аналоги известных зарубежных брендированных препаратов). Производственная линия по их изготовлению оборудована по стандарту GMP (мировой стандарт качества в фармацевтической промышленности). Второй производственный проект включает в себя выпуск биологически активных добавок. Кроме того, компания активно увеличивает свою розничную аптечную сеть в городе и в Ленинградской области.<BR><BR><B>Мнение конкурентов</B><BR>"Открытие такого производства "Фармакором" -- это хитрый ход для повышения конкурентоспособности аптечной сети, -- считает президент ЗАО "Корпорация "Бинко" Георгий Николайчик. -- Производство лекарств по рецептам -- очень удачная дополнительная услуга, которая может увеличить поток клиентов в атеки и, соответственно, расширить оборот компании".<BR>В противовес этому заместитель директора по логистике ЗАО "Первая помощь" Вадим Дунаев считает, что производство лекарств по индивидуальным рецептам не является прибыльным делом. "Если аптека выручает в сутки порядка 40 тыс. рублей, то доход производственно-рецептурного отдела может составить в лучшем случае 1-2 тыс. рублей", -- говорит он.<BR>У компании "Первая помощь" семь аптек из 62 имеют небольшие производственно-рецептурные отделы. По результатам трехлетнего опыта работы этих отделов Вадим Дунаев делает вывод, что "основной расчет "Фармакора" -- не на производство лекарств по рецептам, а на использование помещения отдела аптеки для производства потоковых лекарственных средств". Ё<BR><BR>Справка:<BR>u По подсчетам специалистов "Фармакора", компания занимает около 30% фармацевтического рынка Петербурга. 80% всего рынка -- это частные структуры.<BR>u Основными конкурентами розничной сети "Фармакор" считаются сети "Первая помощь", "Для тебя и для мамы", торговые дома "Невис", "НатурПродукт" и другие.