Над Петербургом летают безлюдные самолеты

В общественном сознании бытует точка зрения, что "модель -- это обязательно нечто очень маленькое". Но, к примеру, модель самолета может быть даже больше настоящего пилотируемого собрата.

<BR><BR>В общественном сознании бытует точка зрения, что "модель -- это обязательно нечто очень маленькое". Но, к примеру, модель самолета может быть даже больше настоящего пилотируемого собрата.<BR><BR>Говорят, биплан "Бамби би-2", рассчитанный на одного человека, имел размах крыльев 1 м 68 см. В то же время модель, принадлежащая многократному чемпиону России в классе радиоуправляемых планеров Константину Карпову, "размахнулась" на 3 м 60 см .<BR>Таких больших моделей в Петербурге немного. По одним источникам -- их не более 10, по другим -- в районе 30. Но совершенно точно, что значительная часть гипер-авиамоделей принадлежит бизнесменам. Дело в том, что цена большой авиамодели доходит до $2-3 тысяч и более. Кроме того, чем больше ненастоящий самолет, тем дороже аппаратура управления и обслуживание. Некоторые из моделевладельцев предпочитают даже "арендовать пилота", чтобы иметь возможность любоваться полетом, не забивая голову пилотажными хитростями.<BR><BR><B>Первым делом -- авиамодели</B><BR>Начальника инвестиционного отдела концерна "Лемо" Андрея Хомутинина мечты об авиации преследовали со школьной скамьи. И уже свою первую модель -- самолетик из фанеры на веревочке -- он сделал сам. Уже взрослым пробовал летать и на настоящем самолете -- ЯКе-52. Говорит, самолет -- достойный. Но при этом добавляет, что управлять моделью сложнее, чем настоящим самолетом. Если в настоящем "сидишь телом, то в модели -- нужно "сидеть" головой, думать нельзя, а движения должны быть доведены до автоматизма".<BR>Сейчас модели господина Хомутинина маленькими не назовет даже профессиональный моделист. Например, размах крыльев EXTRA 300 составляет 2,1 м.<BR>Сделаны его модели из самых передовых материалов (ходят слухи, что используют их аж в космических технологиях); веревочки, как и фанера, остались в прошлом.<BR>Вот и выбирается начальник инвестиционного отдела в поле 2-3 раза в неделю запустить свою модель. Предпочитает это делать на аэродроме Манушкино и в узком кругу. Свой выбор Андрей Хомутинин объясняет вполне логично: "Конечно же, на аэродроме почувствовать себя пилотом намного легче, нежели на обычном поле. Один люблю, потому что далеко не все моделисты соблюдают правила полетов. Что, в свою очередь, может привести к столкновению в воздухе. Модель самолета стоит несколько тысяч долларов, и если она упадет -- ей конец".<BR>Конструировать модели, как и запускать их, моделисту-бизнесмену нравится в небольшой компании. Для этого он с напарником ни мало ни много создал клуб, куда по выходным втайне от жены выбирается покрапать модели. Сейчас у Андрея Хомутинина их четыре. Когда ему задают вопрос, что же больше нравится: запускать или конструировать, морщится. Говорит, что вопрос больной: "Из-за ограниченности во времени всегда стоишь перед выбором: то ли делать, то ли летать. Конечно, хочется сделать самому. В таком случае ты всегда сможешь понять, почему произошла та или иная неполадка. С другой стороны, чтобы совершать сложные пилотажные фигуры, необходимо много часов "налета".<BR>Чтобы запускать свои, а не чужие модели, конструкторский ум Хомутинина нашел выход. Модель EXTRA 330, которую он делает сейчас, до этого уже была частично собрана "афроамериканцами". Почему Андрей Хомутинин и иже с ним деревянные заготовки авиамоделей производства США называют "афроамериканскими", способны объяснить только они. "Дело в том, что те заготовки, что мы покупаем в США, очень часто низкого качества. У них же это -- бизнес. Приходится что-то переделывать. С одной стороны, благодаря таким заготовкам модель можно собрать за 2-3 месяца. В то время как работа над моделью от начала до конца может занимать год-два, иногда и более. Но если в заготовке ничего не менять, самолет может рухнуть в первом же полете. И такое было. Однажды вылетел мотор, а был случай, когда самолет прямо в воздухе разлетелся в пух и прах. И все из-за несоблюдения технологий", -- делится опытом авиамоделист Хомутинин. Его усовершенствованные модели летают годами. Предпочитает он их делать преимущественно для себя. Те, что приходят в негодность, доживают свои годы, например, в каком-нибудь Доме детского творчества.<BR><BR><B>Биплан</B><BR>Георгий Начкебия, менеджер ЗАО "Игристые вина", тоже с детства грезил самолетами и даже собирал их. Сейчас у него времени мало. Модели он не делает, а покупает. Запускать модели ему помогает пилот. "Мне и самому нравится запускать модели, но намного приятнее смотреть, как их запускает профессионал своего дела. Ведь я не так хорошо умею выполнять пилотажные фигуры, как хотелось бы", -- объясняет причину своего выбора Георгий Начкебия. А так можно попросить выполнить тот или иной трюк -- и приятно посмотреть, и безопасно. И вроде как твой самолет.<BR>Последняя модель господина Начкебия -- прототип биплана. Какого -- сказать он не может. Да это и неважно. Ведь самое главное, что у биплана есть то, что больше всего привлекает Георгия, -- одно крыло сверху, а другое -- снизу. Говорит, красиво это. Еще господин Начкебия мечтает купить электрический самолет. И хотя такой самолет летает медленнее "бензинового", это его не пугает. Главное -- самолет удобный.<BR><BR>13<BR>Чтобы стать профессиональным авиамоделистом, надо знать как минимум 30 профессий: столяря, плотника, токаря, фрезеровщика и так далее вплоть до генерального конструктора. Про пилота уже было сказано. Учиться всему этому можно долго, особенно -- пилотированию. Главные качества пилота-моделиста, по уверению Андрея Хомутинина, -- трудолюбие, добросовестность и спокойствие. Сам он не стесняется позвонить, например, в Москву, а то и куда подальше, чтобы спросить совета у коллег-авиамоделистов.<BR>А еще у моделистов есть приметы. Некоторые из них работают на всех моделистов, некоторые каждый сам открывает для себя. К "общепризнанным" можно отнести "трехдневную" щетину пилотов перед соревнованиями и неприкосновенность необлетанной модели для фотообъектива. У господина Хомутинина есть индивидуальные приметы.<BR>Например, 13-го числа он старается не летать. И дело здесь не в слепом страхе перед чертовой дюжиной. Правило это у Андрея работает всегда. В один из таких дней у него просто взял, да и не завелся мотор на поле. Объективных причин тому не было. Действовали потусторонние. Но чаще всего менеджер-моделист в этот день забывал что-нибудь необходимое для полета в своем клубе. Отныне Андрей Хомутинин в 13 день месяца о самолетах может только думать. Ну, или фильмы смотреть, которые он так любит. Например, "В бой идут одни старики". (Н.Б.)<BR>