Телемаркет БАД объявили вне закона

Впервые в России биологически активные добавки (БАД) удостоили отдельных санитарных нормативов по их производству и обороту.

<BR><BR>Впервые в России биологически активные добавки (БАД) удостоили отдельных санитарных нормативов по их производству и обороту.<BR><BR>С 20 июня 2003 года вступает в силу документ под названием "Гигиенические требования к производству и обороту биологически активных добавок к пище" -- СанПиН 2.3.2.1290-03.<BR>По сути, этот отраслевой стандарт для разработчиков, производителей, импортеров и продавцов БАД явился логическим продолжением кампании, направленной Минздравом РФ на усиление контроля над этим сектором рынка и ужесточение требований к производству и обороту БАД.<BR>Наступление Минздрава на рынок биодобавок проявилось в 2000 году. Тогда на эти продукты распространили механизм регистрации, сходный с регистрацией лекарственных средств. Производители добавок образно сравнивали развитие ситуации по регулированию этого сектора рынка с "отменой весовых категорий в силовых единоборствах".<BR>Далее последовали нормативные акты, ограничивающие рекламу и запрещающие в качестве сырья для изготовления БАД две сотни разнообразных растений, ранее активно используемых в качестве составных частей оздоровительного питания. Но из-за отсутствия действенных механизмов контроля за исполнением подобного рода ограничений, а также высокой прибыльности торговли добавками рынок успешно развивался и наращивал обороты. В Петербурге емкость этого рынка с 2000 по 2002 год выросла с $5,9 млн до $11,3 млн.<BR>Новые нормы, вступающие в силу в июне текущего года, достаточно подробно регламентируют требования к технической документации и организации производства БАД, а также к их хранению, транспортировке и розничной реализации. Основные эффекты от введения этого документа распространяются на мелких отечественных производителей и на организацию продаж по типу "из рук в руки".<BR>Для производителей введение новых санитарных норм означает практически ужесточение лицензионных требований к организации производства и -- как следствие -- необходимость вкладывать средства в дооборудование бизнеса согласно новым правилам. Мелкие производители, не сумевшие "раскрутить" выпускаемые торговые марки до объемов продаж, которые могут заинтересовать фармдистрибьюторов, уйдут с рынка либо попытаются переквалифицировать свою продукцию в продукты питания.<BR>А если Минздрав сумеет добиться выполнения требований по ограничению рекламы биодобавок, которые фактически сводятся к требованию отрицания у них лечебных свойств, то доходность от продаж этих товаров может сильно сократиться.<BR>Другой важный момент новых санитарных норм -- четкое определение мест розничной продажи БАД и требований к организациям, осуществляющим эту продажу. Документ запрещает сбыт через нестационарные торговые точки, то есть продажи товара через агентов, по телефону и т.п.<BR>Сейчас доля аптечных и прочих стационарных продаж в совокупном обороте БАД в России не превышает 50%. Остальное продается через агентов, врачей в районных поликлиниках. Энергично развивается и непривычный для России способ сбыта товара -- через колл-центры (call-centers).<BR>В последнее время к услугам таких центров прибегают и отечественные производители, считая такой способ дистрибуции оптимальным. По оценкам аналитиков рынка, оборот БАД и продуктов питания на основе биологически активных веществ в России составляет около половины оборота лекарственных средств, то есть $1,3-1,4 млрд в год.<BR>И большая часть этого рынка остается бесконтрольной. Организовывать проверочные рейды в законопослушные стационарные точки стало уже привычной практикой для контролирующих органов. А вот как контролировать нестационарные торговые точки на соответствие СанПиНу, в нем не указано.<BR><BR>Владимир Кириллов,<BR>генеральный директор ООО "ФАРМиндекс",<BR>специально для "ДП"