00:0016 июня 200300:00
41просмотров
00:0016 июня 2003
История хлеботорговли в Петербурге напоминает бесконечный сериал "Полицейские и воры". Одни (представители властей) -- догоняли, наказывали, штрафовали, другие (пекари и торговцы) -- обвешивали, жульничали и получали сверхприбыль, несмотря ни на что.
<BR><BR>История хлеботорговли в Петербурге напоминает бесконечный сериал "Полицейские и воры". Одни (представители властей) -- догоняли, наказывали, штрафовали, другие (пекари и торговцы) -- обвешивали, жульничали и получали сверхприбыль, несмотря ни на что.<BR><BR>Как ни странно, в этом противостоянии проигравших не было. Хлебопекарный бизнес продолжал развиваться быстрыми темпами. В конце XIX века в Петербурге имелось до 1500 мелочных лавок, причем одна треть из них имела собственные хлебопекарни.<BR><BR><B>Хлеб и поцелуи</B><BR>Бороться за качество хлеба самым серьезным образом начали, когда Петр I уже вышел из младенческого возраста, но только собирался стать тинейджером. "Царев указ", датированный 1682 годом, повелевал всем лавочникам честно взвешивать хлеб. Для контроля за правильным исполнением указа назначались лица из числа торговых людей, пользовавшихся доверием у населения и властей. Доверенные персоны получали должность целовальника, так как контролеры, целуя крест, клялись вести борьбу с недовесом хлеба и другими жульническими махинациями, связанными с выпечкой и торговлей хлебами. Указ предписывал целовальникам "Смотреть им накрепко, чтобы хлебы не были недопечены для увеличения веса и чтобы гуща и иные подмеси в хлебы отнюдь не допускались". За обнаруженные нарушения виновные штрафовались "по полтине за каждый раз" -- наказание по тем временам достаточно строгое. Несмотря на это, уже через 20 лет штрафные санкции за нарушения правил хлебопечения были дополнительно ужесточены: "За первый и второй раз -- полуполтина, а на третий -- по два рубля четыре алтына и полутора деньги". Таким образом, за многократное нарушение штраф был увеличен более чем в 8 раз.<BR><BR><B>Безухов</B><BR>Появление указа о хлебном весе было связано с повсеместными и массовыми случаями обмана городского населения, отчего, как говорилось в документе, бедным людям "чинились немалые тягости и убытки". Историки отмечали, что, несмотря на введенный контроль и суровые наказания, мелочники, торгующие печеным хлебом, продолжали заниматься обманом покупателей, ибо этот товар по сравнению с другими продуктами был самым "хлебным", то бишь приносящим наибольшую прибыль.<BR>Впрочем, это не было чисто российской проблемой. Говорят, в ХV веке в Нюрнберге за недовес хлеба пекарю отрезали уши. В XVIII веке за жульничество с хлебом пекарей в Германии сажали в корзину, привязанную к концу бревна. На виду толпы корзина с пекарем опускалась в воду, и провинившегося держали там до тех пор, пока тот не захлебывался. Затем его вынимали из воды и приводили в чувство и снова повторяли наказание. В России для налаживания хлебной торговли в мелочных лавках, в 1725 году, было произведено таксирование, т.е. установление тарифных цен на хлеб. За отклонение от таксы, так же как и за недовес, предусматривалось строгое наказание. Петр I повелевал: "Виновных в уклонении от таксы бить батогами нещадно". При императрице Анне Иоанновне это наказание было заменено штрафом и тюремной отсидкой. Все историки прошлых лет отмечали убогость, с какой велась отечественная хлебная торговля в ХVIII веке. Специальные торговые помещения были достоянием немногих "мелочников". Большинство из них продавало хлеб через окно в пекарне, которая вместе с тем служила и жилищем. По-настоящему дело сдвинулось с мертвой точки, когда в обеих российских столицах началось "нашествие" немецких хлебных пекарей. Они энергично и в темпе стали завоевывать столичную хлебную торговлю и теснить российских инертных конкурентов. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что уже в 1780 году в одном только Петербурге было 77 немецких предприятий. В результате иностранцы выигрывали не только числом, но и умением. Академик Иван Георги в своем "Описании Петербурга" так поведал о хлебах, изготавливаемых иностранными пекарями: "Немецкие и прочие чужеземные хлебники пекут белый крупчатый хлеб разными видами и чистый ржаной хлеб, для коего мука высеивается ручным ситом, отчего и называется оный хлеб ситным".<BR>