Психологов бояться -- в лес не ходить

Несмотря на то что психологическое консультирование довольно давно стало частью жизни современного человека, прибегнуть к нему решаются немногие.

<BR><BR>Несмотря на то что психологическое консультирование довольно давно стало частью жизни современного человека, прибегнуть к нему решаются немногие.<BR><BR>Наследие советского устройства жизни таково, что большинство людей попросту не понимают значение слова "психология", путая оную с психотерапией или даже психиатрией. Приставка "психо" кажется чем-то страшным, а обращение к психологу за помощью -- постыдным признанием собственной слабости.<BR>Между тем помощь профессионального психолога вполне реальна и вообще необходима, особенно во взаимоотношениях родителей и детей. Так считает руководитель дирекции "Обучение и развитие детей и подростков" Института Тренинга Татьяна Яничева. В последнее время становится все больше родителей, заинтересованных в том, чтобы свои отношения с детьми строить правильно.<BR><BR><B>И швец, и жнец</B><BR>Главной заботой современных родителей пока остается так называемое раннее развитие. Фортепианные экзерсисы трехлетнего дитяти ласкают родительский слух; двухлетнего крошку, болтающего по-английски, так приятно предъявить пришедшим в гости друзьям, а малыша, недавно только научившегося ходить, с благоговением заставляют цитировать Пушкина.<BR>Лозунги модных развивающих методик звучат угрожающе: "После 3 уже поздно", "Важно успеть до 6 лет" и так далее. Родители, мечтающие о счастливом будущем для своего ребенка, хватают в охапку дитя, которое даже не успело выйти из младенческого возраста, и учат, учат, учат.<BR>Волноваться не стоит. Читать ребенок научится в 4-5 лет без особых проблем. А сейчас, когда ему еще 1,5 года, может быть, стоит просто покатать вместе машинки?<BR><BR><B>Место под солнцем</B><BR>Психологи утверждают, а жизнь подтверждает, что высокоразвитый интеллект и эрудиция не есть гарантия успешного существования: в реальности, с которой ребенок неизбежно столкнется, будь он хоть сыном министра или дочерью принца, надо уметь реализовать накопленный потенциал. "Именно дети из обеспеченных и вполне благополучных семей, -- замечает Татьяна Яничева, -- чаще оказываются беспомощными в такой ситуации, нежели те, кто с детства привык бороться за свое место под солнцем".<BR>Успешные родители стремятся оградить свое чадо от трудностей, полагая, что то еще успеет хлебнуть. И чадо вырастает, не представляя, как справляться со своей жизнью. То есть молодой человек знает, что хочет быть бизнесменом, как папа, но не понимает, как этого добиться. Он просто не привык прилагать усилия для того, чтобы что-то получить. Обласканный родителями, обихоженный нянями и гувернантками, объездивший пол-Европы, говорящий на двух языках и играющий на скрипке, ребенок приходит в школу, где внимание учителя принадлежит не только ему, а еще как минимум десятку таких же учеников, где надо общаться и дружить.<BR>Вот тут-то начинаются настоящие трудности. А родители переживают и недоумевают: отчего их такое способное дитя плохо учится, злится и вообще отказывается ходить в школу. Получается, что гораздо важнее научить ребенка общаться и справляться со своими эмоциями.<BR>Может быть, он к своим 12 годам и прочел полное собрание сочинений Шекспира в подлиннике, но вряд ли скажет что-то путное на экзамене, если его трясет так, что он не в состоянии удержать в руках экзаменационный билет.<BR>Может быть, он на компьютере творит чудеса, неподвластные бородатому дяде с двумя высшими образованиями, но у него нет друзей, на которых просто не хватает времени, потому что сегодня -- теннис, завтра -- бальные танцы, а послезавтра -- отчетный концерт. При таком раскладе будет ли ребенок счастлив?<BR><BR><B>Счастье есть</B><BR>Любой родитель хочет верить, что именно его ребенок пресловутое счастье обретет. Правда, чаще всего это понятие ассоциируют с удачно выбранной профессией, поэтому уже в 5 лет бегут к специалистам с вопросом: гуманитарий или технарь? Языки? Музыка? Юриспруденция? И определяют ребенка в специализированный математический класс, а ему на роду написано стать философом.<BR>Так что все родительские усилия оказываются ни к чему, когда стоило лишь дать не взрослому еще человеку несколько лет на то, чтобы попробовать и то, и другое, и третье, и как следует разобраться в себе. "А всерьез пробовать (только попробовать!) ответить на вопрос, кем быть и как им стать, можно лет в 14-15, -- говорит Татьяна Яничева. -- Кстати, второй вопрос едва ли не важнее первого".<BR>Порой взрослые не в состоянии понять, чего хотят от жизни; а когда определяются, начинают мучаться недостижимостью вожделенной цели. Взрослым не повезло: когда им было 16 лет, никто не объяснил, что, даже поставив перед собой конкретную цель, надо знать, что должно сделать завтра, послезавтра, через год или три, чтобы через 10 лет получить результат.<BR>Ребенок опять принес тройку по алгебре? Не нужно отчаиваться. Он еще не безнадежен. (А.Б.)