Банки ловят частных клиентов в сети

В России становится все больше банков, которые занимаются потребительским кредитованием

<BR><BR><B>В России становится все больше банков, которые занимаются потребительским кредитованием</B><BR>Осенью 2002 года доля продаж в кредит у петербургских компаний колебалась в пределах 20-30%. Еще несколько лет назад о таком всплеске мечтать не приходилось.<BR><BR>Отсутствие четкого механизма реализации залога считалось основным тормозом развития потребительского кредитования.<BR>Другое ограничение -- существование "серых" зарплатных схем. Банкам затруднительно получить информацию о реальных доходах населения. Тем не менее с начала 2003 года между банками началась борьба за крупные торговые сети и автосалоны.<BR><BR><B>Холодильник в кредит</B><BR>"После начала продаж в кредит осенью 2002 года люди покупали технику не обращая внимания на высокие процентные ставки. Сейчас доля продаж сократилась вдвое, -- говорит директор по маркетингу и рекламе ООО "Кей" Александр Хомяков. -- Покупатели начали тщательней анализировать условия сделки, а банки предлагают более выгодные условия кредитования".<BR>"Стагнация продаж в рассрочку связана с тем, что условия предлагаемые банками, с которыми у нас заключены договора, не устраивают покупателей: процентные ставки слишком высоки. Так что мы ведем переговоры с другими финансово-кредитными учреждениями, -- рассказывает руководитель сектора маркетинга группы компаний ЗАО "Алеко" Петр Грек. -- В скором времени мы предложим покупателям более выгодные условия кредитования, чем сейчас".<BR><BR><B>Просто не будет</B><BR>Чтобы застраховаться от невозврата денег, банки используют два способа. Первый -- сложность оформления кредита, второй -- высокие процентные ставки.<BR>Преимущество первого подхода для потребителя в относительно низких процентных ставках (14-22%). Недостаток заключается в длительности и сложности оформления кредита. Этим банк минимизирует риск невозврата денег.<BR>Так, Сбербанк России требует от потенциального заемщика подтвержденных налоговой инспекцией сведений о величине дохода, поручительства третьих лиц.<BR>И готов выдать кредит лишь после того, как получит от поручителей полные сведения об их имуществе и доходах.<BR><BR><B>Гибкий подход</B><BR>Второй путь выбрало ЗАО "Банк Русский Стандарт". Его программа кредитования появилась в ноябре 2000 года. <BR>Изначально технология получения денег мало отличалась от той, что предлагал Сбербанк. Заемщик заполнял анкету с персональными данными и заявку на кредит. Затем банк рассматривал эти документы в течение 2 недель, после чего заемщик мог забрать кредитный договор и совершить покупку.<BR>Лимит по кредиту составлял 14 тысяч рублей и мог быть использован для покрытия не более 80% стоимости покупки. Срок возврата долга составлял 6 месяцев. Выплачивать его нужно было равными долями ежемесячно. С течением времени схему усовершенствовали: сумма кредита увеличена до 100 тысяч рублей.<BR>На оформление кредита в магазине тратится не более 15 минут. Если клиент по данным анкеты соответствуют разработанному банком профилю идеального заемщика, то он тут же совершает покупку. В противном случае ему отказывают в кредите.<BR>Процентные ставки банка самые высокие на рынке -- 29% в рублях. Так финансисты предохраняются от невозврата средств.