Предприятия конкурируют с традиционными музеями

Количество экскурсий на "душу" предприятий увеличилось с началом сезона 300-летия. Юбилей привлекает внимание туристов, которые совмещают свои культурологические обязанности с деловыми интересами.

<BR><BR>Количество экскурсий на "душу" предприятий увеличилось с началом сезона 300-летия. Юбилей привлекает внимание туристов, которые совмещают свои культурологические обязанности с деловыми интересами.<BR><BR>Сегодня крупные компании напоминают собой мегаполисы, где есть свои достопримечательности, обычаи и музеи. Как и обычные города, эти мегаполисы также зависят от уровня "туризма", который оказывает все большее влияние на имидж вовне.<BR><BR><B>За стеклом</B><BR>Как отметили в OOO "Текс", в этом году на экскурсии помимо традиционных "внутренних туристов" впервые приехали люди из других городов: группа из московской школы с углубленным изучением химии и студенты с преподавателями из Бэбсон-колледжа, изучающие менеджмент российских компаний.<BR>По данным ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", где экскурсии поставлены на поток, если в 1999 году завод посетило 5 тыс. человек, то в 2002 году -- уже 25 тыс., а за первые 4 месяца этого года -- 9,5 тыс. Из-за наплыва "юбилейных" туристов экскурсии на "Балтике" расписаны на 2-3 месяца вперед и проходят 5-7 раз в день.<BR>Некоторое время назад компании пришлось включить в штат должность экскурсовода. Всего там работает четыре гида -- в рекламном отделе, их зарплата примерно такая же, как у "обычных" менеджеров.<BR>На вопрос о возможных стрессах персонала, находящегося под постоянным вниманием со стороны посетителей, в пресс-службе ответили, что на заводе, в отличие от многих других производственных компаний, спроектированы застекленные галереи, которые не дают соприкасаться с реальной жизнью.<BR><BR><B>Каждому -- по потребностям</B><BR>Экскурсионные группы формируются в зависимости от потребностей и возможностей компаний. Так, "Балтика" ориентируется на массовый рынок, аудитория ее экскурсий -- все желающие. Помимо подобной работы другая распространенная целевая группа компаний -- это партнеры (как внутренние, так и внешние).<BR>Имея обратную связь с потребителями и партнерами непосредственно, компании могут делать новые выводы о востребованности продуктов. Например, ОАО "Петмол" довольно активно работает в этом направлении, используя экскурсантов как дополнительные "фокус-группы" при разработке новых брендов. Подобные маркетинговые планы есть и у ОАО "Вена". Другая причина, заставляющая менеджмент выделять ресурсы на проведение экскурсий, -- решение проблемы восполнения кадров. Наталья Колобова, заместитель начальника отдела рекламы и PR компании "Текс", сообщила, что, судя по опросу, который компания проводит после экскурсии, лояльность гостей после посещения компании повышается и 90% студентов готовы устроиться на работу.<BR><BR><B>В народ</B><BR>С точки зрения создания бренда, который в идеале может прожить с человеком всю жизнь, детские экскурсии являются дешевыми эффективными инвестициями в будущее компании. Например, в ОАО "Хлебный дом" делают акцент на студенческих и детских экскурсиях. После них компания периодически организует конкурсы среди детей на лучшее сочинение. Классные дамы передают детские опусы в архив "Хлебного дома".<BR>"Как идеально проходит экскурсия, я впервые увидела на финской фабрике Fazer, -- рассказывает Надежда Миронова, координатор по связям с общественностью ОАО "Хлебный дом". -- Там работает 10 экскурсоводов. При входе висит табличка с информацией, кто сегодня в гостях. В презентационном зале все необычно, например, кресла для детей похожи на перекатывающиеся ватрушки, кругом горки бесплатных конфет. Проекция ведется на три экрана одновременно. Все -- на языке гостей. После исторического кино увиденное обсуждается. Такая организация впечатляет и придает вес компании".<BR><BR><B>Потемкинские деревни</B><BR>История развития юбилея еще раз всем напомнила об удивительном свойстве русской души. Но, судя по всему, частный капитал все же начинает исправлять пагубную страсть к потемкинским деревням на местах.<BR>Во-первых, постоянные экскурсии только увеличивают мобилизацию персонала. Как считает Наталья Колобова, недочеты, которые могут возникнуть на производстве, скрывать от пришельцев не следует. "Вместо "извините, туда мы не пойдем", нужно объяснять, что и почему сломалось или пролилось", -- предполагает она. Подобный "внешний аудит", да еще со стороны потребителей, руководство компаний воспринимает как повод задуматься об эффективности менеджмента.<BR>"Возможно, к 10-летнему юбилею компании мы организуем свой музей, -- продолжает Наталья Колобова. -- Знание истории собственной компании является весомым элементом корпоративной культуры. Перед тем, как принять человека на работу, мы проводим тест по истории. Если что, сотруднику придется его пересдавать".<BR>