00:0027 мая 200300:00
15просмотров
00:0027 мая 2003
Отечественная машиностроительная промышленность, обеспечивающая сельское хозяйство техникой, за 2 последних года в несколько раз увеличила выпуск тракторов и комбайнов.
<BR><BR>Отечественная машиностроительная промышленность, обеспечивающая сельское хозяйство техникой, за 2 последних года в несколько раз увеличила выпуск тракторов и комбайнов.<BR><BR>Неплатежеспособность крестьян вынуждает машиностроителей сдерживать темпы производства. Причина же неплатежеспособности коренится в непроработанной схеме государственной защиты сельского производителя.<BR>Высокий урожай 2002 года показал неготовность государства защитить внутренний рынок и обеспечить стабильные цены на зерно. Закупочная интервенция Минсельхоза не достигла главной цели -- помощи сельхозпроизводителям. К тому же правительство слишком поздно определилось со сроками интервенции, что увеличило потери крестьян от падения рыночных цен на зерно. В результате многие российские хозяйства закончили 2002 год с убытком. И это сказалось на возможностях сельчан закупить необходимое оборудование для весенне-осенних полевых работ.<BR><BR><B>Прогнозы рынка</B><BR>Машиностроители, ориентируясь на платежеспособный спрос, в 2003 году выпустят сельхозтехники столько, сколько смогут реализовать.<BR>По оценкам специалистов "Ростсельмаша", объем рынка зерноуборочных комбайнов в 2003 году сохранится на уровне 2002 года и составит около 7,5 тыс. штук.<BR>Эксперты же "СибмашХолдинга" прогнозируют, что рынок сельхозтехники, связанной с производством зерна, в 2003 году будет сокращаться, а объем спроса упадет на 10-12%. Рост же рынка начнется в 2005-2006 гг., когда основной парк комбайнов и тракторов станет выходить из строя.<BR><BR><B>Государственная рука</B><BR>Несмотря на просчеты в государственной зерновой политике Правительство РФ приступило к решению "вечной" крестьянской проблемы -- обеспечения сельских хозяйств техникой -- через схему федерального лизинга. При этом правительство озаботилось созданием четкого финансового механизма взаимоотношения с крестьянами и создало в 2001 году государственную компанию "Росагролизинг", совет директоров которой возглавил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.<BR>Если ее предшественник, "Росагроснаб", практически безвозмездно передавал технику сельским хозяйствам, то ОАО "Росагролизинг" создавалось Правительством РФ как структура, работающая не в убыток государству. В основу решения проблемы механизации села государство положило "национальную систему аграрного лизинга", предполагающую жесткий отбор по критерию платежеспособности потенциального лизингополучателя.<BR>В 2002 году государственная компания закупила у машиностроителей сельхозтехнику на сумму, превышающую 7 млрд руб. Доля комбайнов, реализованных по государственной лизинговой программе, составила более 50% произведенных в России, на долю тракторов пришлось более 20% (см. табл.).<BR>Для снижения финансовой нагрузки с лизингополучателя ОАО "Росагролизинг" в марте 2003 года приняло решение о "смягчении" условий федерального аграрного лизинга.<BR><BR>Лизинговое alter ego<BR>За развитие сельского хозяйства ратуют не только федеральные власти, но и районные, а также и бизнес-структуры. Потому параллельно федеральной лизинговой программе свои лизинговые и кредитные программы развивают и администрации регионов. Кроме того, коммерческим лизингом занимаются сами машинопроизводители.<BR>Так, ОАО "Ростсельмаш" в рамках "губернаторского" лизинга администрации Ростовской области в 2002 году поставило 565 комбайнов. В апреле 2003 года компания запустила собственный лизинговый проект стоимостью $2 млн. Уже заключены первые соглашения на поставку около 10 комбайнов. По словам директора по связям с общественностью ОАО "Ростсельмаш" Александра Савостьянова, работа в этом направлении позволит расширить базу потенциальных лизингополучателей, поскольку она ориентирована не только на крупные и средние фермерские хозяйства (как федеральная программа), но и на мелкие. В компании отметили, что их программа отличается от федеральной более мягкими гарантийными обязательствами лизингополучателя, большим сроком погашения лизинговой суммы при несколько большей процентной ставке -- и, соответственно, итоговой стоимостью комбайна.<BR>Через дочернюю компанию "Сибмашлизинг" по собственной лизинговой программе работает и другой производитель комбайнов -- АО "СибмашХолдинг". В отличие от федерального лизинга, в котором использованы бюджетные средства, компания "Сибмашлизинг" привлекает банковские кредиты для оплаты техники.<BR>Заместитель генерального директора ЗАО "Тихвинский тракторный завод "Титран-Вепс" Евгений Балобанов информировал, что группа ИСТ, владеющая "Титран-Вепс", также разрабатывает лизинговую программу продаж тихвинской сельхозтехники и спецмашин.<BR><BR><B>Пересечение интересов</B><BR>Лизинговые проекты, основанные на бюджетных отчислениях, не могут в полном объеме решить проблему механизации сельхозпроизводителей. Ежегодные потребности села в обновлении и пополнении парка техники, изношенность которого доходит до 70-90%, составляют, по оценкам специалистов, 20 млрд руб. Потому ОАО "Росагролизинг", являясь государственной структурой, в 2003 году, по данным пресс-службы компании, планирует привлечение внебюджетных средств за счет кредитов российских и зарубежных коммерческих банков и привлечение инвестиций через национальные экспортные агентства.<BR>Машиностроители также заинтересованы в привлечении негосударственных денег на рынок сельхозтехники.<BR>Интересы государства и машиностроителей пересекаются с интересами крупных коммерческих структур, увидевших перспективы отечественного сельского хозяйства и готовых вкладывать в развитие сельсхозбизнеса. Так, холдинг "Новое Содружество" приобрел крупнейший в мире комбайностроительный завод "Ростсельмаш". К компании "Промышленные инвесторы" перешел контрольный пакет акций АО "Волгоградский тракторный завод" от инвестиционной компании "Ринако", аффилированной с группой МДМ. Группа ИСТ, занимающаяся золотодобычей и владеющая петербургскими судостроительными заводами, в 2001 году поглотила тихвинский "Трансмаш", в структуру которого входит тракторный завод "Титран-Вепс".<BR>Вхождение в отечественный сельскохозяйственный бизнес финансово-промышленных структур, по мнению заместителя директора ЗАО "Петербургский тракторный завод" Андрея Ефимова, сохранится в течение не менее 2-3 последующих лет.<BR><BR><B>Цель одна</B><BR>Для увеличения продаж сельхозтехники и увеличения присутствия на рынках России и СНГ машиностроители используют разные схемы работы. Одни игроки лоббируют свои интересы на правительственном уровне, другие -- консолидируют активы и создают транснациональный машиностроительный холдинг.<BR>Промышленный союз "Новое Содружество" обратился к Правительству РФ с предложением повысить в 2003 году таможенную пошлину на импорт подержанных комбайнов (с 5% до 35%) и ввести гарантированные цены на зерно. По мнению союза, эти меры защитят как крестьян, так и российских машиностроителей.<BR>В "СибмашХолдинге" же считают, что положительный эффект для отечественных производителей сельхозтехники будет краткосрочным и не окажет принципиального влияния на ситуацию в целом.<BR>По словам начальника управления информации АО "Сибмашхолдинг" Василия Рябинко, единственный путь развития отрасли -- в создании единой крупной сельхозмашиностроительной компании, объединяющей ведущих производителей сельхозтехники стран СНГ.<BR>По-видимому, такой компанией скоро станет "Агромашхолдинг" (см. врезку). В конце 2003 года -- I квартале 2004 года, по заявлению "СибмашХолдинга", завершится процесс слияния активов "АгромашХолдинга".<BR><BR><BR><BR><B>Математика для села</B><BR>Потребности России составляют 250-300 тыс. комбайнов и 700-800 тыс. тракторов в год. С учетом ежегодного списывания около 20 тыс. машин парк сельскохозяйственной техники в 2003 году насчитывал примерно 172 тыс. комбайнов.<BR>При планируемой в 2003 году площади посевов зерновых культур (52,2 млн га) парк зерноуборочных комбайнов должен ежегодно пополняться как минимум на 28 тыс. машин. А для обеспечения потребности в комбайнах с учетом компенсации списанной зерноуборочной техники хлеборобы должны получать 78 тыс. машин в год.<BR>В 2001 году из-за неисправностей около 80 тыс. комбайнов и 200 тыс. тракторов не принимало участие в жатве. К началу полевых работ 2002 года необходимо было отремонтировать более 400 тыс. единиц сельхозтехники (общая стоимость работ -- около $10 млрд).