"Атипичные" лекарства расширяют фармацевтический рынок

Ничто так не укрепляет финансовое состояние фармацевтов, как биологически активные добавки к пище (БАД).

<BR><BR>Ничто так не укрепляет финансовое состояние фармацевтов, как биологически активные добавки к пище (БАД).<BR><BR>Номенклатура товаров на этом рынке расширяется каждый месяц в среднем на 30 наименований. Появляются новые производители. Собственные бренды выпускают аптечные сети. Например, ЗАО "Фармакор" продвигает на рынке серию добавок -- "Времена года". Производит их ООО "Фармакор Продакшн".<BR>В 2002 году объем розничных продаж биодобавок в Петербурге преодолел планку $11 млн. Это выше уровня 2001 года на 33%. Зато динамика другого сектора аптечного рынка -- лекарственного -- была отрицательной.<BR>Так, темп роста продаж таблеток, капсул, инъекций и прочих лекарств упал в городе на Неве более чем в 2 раза (с 14% в 2001 году до 6% в 2002 году). А поскольку с начала 2002 года Правительство России ввело НДС на лекарственные средства (ЛС) в размере 10%, то получается, что продажи упали.<BR>Доля БАД увеличивается не только в общем объеме продаж аптек, но и в их валовом доходе (см. таб.). Отчасти это связано с тем, что розничная наценка на добавки растет, а на лекарства сокращается (см. таб.). И это основной мотив, заставляющий розницу приниматься за торговлю добавками.<BR><BR>Начало было положено...<BR>Импульсом стремительному развитию рынка БАД послужил сдвиг потребительского спроса в сторону более дешевой отечественной продукции в 1999 году, после кризиса. Тогда российские фармацевтические заводы получили кратковременные конкурентные преимущества. Разработать и внедрить в производство новые лекарственные препараты они не могли из-за нехватки средств. Иное дело -- биодобавки к пище. Их разработка и внедрение не требуют высоких затрат и прохождения сложных разрешительных процедур в государственных органах. Так, воспользовавшись ситуацией, отечественные производители потеснили на рынке иностранных поставщиков и заняли лидирующие позиции (см. таб.).<BR>Наибольшим спросом пользуются добавки для снижения веса и очищения организма, для поддержания функций органов пищеварения, общеукрепляющего действия (см. таб.). На долю этих товаров в 2002 году пришлось более 40% всех аптечных продаж. Наиболее динамично в течение прошлого года увеличивались сегменты ранка БАД для поддержания сердечно-сосудистой системы, для улучшения зрения и для коррекции анемии.<BR><BR><B>Реклама без границ</B><BR>Фармацевтическим компаниям выгодно выпускать биодобавки не только потому, что это дешево и относительно просто, но и потому, что они могут беспрепятственно позиционироваться в качестве лечебных средств. Это вызвано либеральным российским законодательством в области оборота и рекламы БАД. Так, лекарства, отпускаемые по рецепту, рекламировать среди потребителей нельзя, а добавки вне зависимости от их назначения можно где угодно.<BR>Подавляющая часть рекламы БАД может быть квалифицирована как "недобросовестная", "недостоверная" или "заведомо ложная", поскольку не соответствует информации, содержащейся в регистрационном удостоверении. Из-за слабости законодательства действия недобросовестных рекламодателей, как правило, остаются безнаказанными.<BR>Жалобы от населения в Госсанэпиднадзор на биодобавки крайне редки. В общем объеме претензий к пищевым продуктам они составляют менее 5%. И их количество остается стабильным. Прежде всего недовольство вызывают средства, рекомендуемые для похудания и увеличения потенции, на которые потребители возлагают особенно большие надежды.<BR>Жалобы на врачей, советующих добавки, практически не поступают. Хотя вовлечение этой категории специалистов не только в продвижение, но и в прямые продажи БАД, что приняло массовый характер, -- незаконно.<BR><BR>"Миздрав предупреждает"<BR>Все это заставило департамент Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения РФ (МЗ РФ) в 2003 году усилить санитарно-эпидемиологический контроль за производством и оборотом БАД.<BR>Региональным центрам предписано повысить взаимодействие с территориальными органами Министерства по антимонопольной политике, чтобы предотвращать нарушения в области рекламы биодобавок. Проведенные в Петербурге в начале 2003 года проверки розничных точек показали, что большинство нарушений связано с ненадлежащей маркировкой БАД: отсутствовали сведения о противопоказаниях, номер и дата государственной регистрации, дата изготовления, название компании-производителя и размещение на этикетках ничем не подкрепленного обозначения -- "экологически чистый продукт". Также в начале 2003 года МЗ РФ заключило соглашение с Ассоциаций разработчиков и производителей БАД о совместных действиях по регулированию рекламной деятельности и предотвращению попадания на рынок некачественных продуктов.<BR>Создание такой ассоциации национального масштаба свидетельствует о назревшей необходимости в упорядочении условий конкуренции на рынке. А также о намерении крупных игроков рынка влиять на законодательный процесс.<BR>Под эгидой Ассоциации в Петербурге создан Северо-Западный центр оздоровительного питания. В его задачи входит пропаганда рационального питания среди населения, мониторинг рынка, взаимодействие с контрольными инстанциями.<BR><BR><B>Рынок тормозит</B><BR>В 2003 году темпы роста продаж БАД сохранятся на высоком уровне. В то же время они будут ниже, чем в прошлом году, поскольку этот рынок уже достиг значительных размеров. И на нем проявилась тенденция замедления роста (см. таб.).<BR>Так что конкуренция среди производителей биодобавок усилится. Это подтолкнет процессы саморегуляции рынка в рамках деятельности общественных организаций.<BR>Развитие ситуации будет во многом зависеть от того, какие ведомственные нормативные документы, ужесточающие требования к производству и обороту БАД, примет МЗ РФ в ближайшее время. Нормативные акты должны были появиться еще в начале этого года. Однако перспектива вступления в силу Закона "О техническом регулировании" (№184-ФЗ от 27.12.2002), требующего полного пересмотра нормативной базы по всем группам товаров, ставит под сомнение их появление.<BR>Елена Трофимова,<BR><B>директор по маркетинговым исследованиям</B><BR>"Цитомед Маркетинг"<BR><BR><B>Не является лекарством</B><BR>В состав БАД входят биологически активные вещества преимущественно природного происхождения. Эти вещества могут фигурировать и в составе лекарств. Но в случае с добавками они должны использоваться в заведомо низких -- "нетерапевтических" дозировках.<BR>В соответствии с законодательством БАД -- это пищевые продукты, а не лечебные средства. Их предназначение -- коррекция питания, поддержание здоровья, нормализация обменных процессов и прочее. И на этикетках этих товаров должно быть отчетливо написано -- "не является лекарством".<BR>Случаи, когда добавки становились лекарствами, единичны, например, "Болюсы Хуато" китайской компании Qixing Pharmaceutical Co Ltd. Зато море примеров, когда известные лекарства регистрировались как БАДы: гематоген, рыбий жир, бифидумбактерин, многочисленные препараты на основе растительного сырья и прочее.