Игорь Глухов: "Финские компании чем-то не угодили МИДу"

"Возвращаясь к теме обновления регулярного пассажирского сообщения между Петербургом и странами Балтийского моря, следует заметить, что проблема так и не нашла своего решения.

<BR><BR>"Возвращаясь к теме обновления регулярного пассажирского сообщения между Петербургом и странами Балтийского моря, следует заметить, что проблема так и не нашла своего решения.<BR><BR>В прошлом году "Силья Опера" отменила 120 заходов в Петербург. Престижу России был нанесен большой ущерб и в материальном, и в моральном плане, и самое главное, что после неудачи Silja Line остальные операторы лишний раз убедились, что с Россией иметь дело нельзя. Например, компания Viking Line, которая собиралась начинать работу в Петербурге с организации рождественского круиза, естественно, его отменила. Для Viking Line это обошлось меньшими жертвами, поскольку компания не успела вложить крупные инвестиции в рекламу и продажу билетов.<BR>Тем не менее есть поручение Владимира Путина, которое было озвучено, если я не ошибаюсь, в июле 2001 года, обеспечить в Петербурге безвизовый режим для пассажиров круизных судов в течение 72 часов.<BR>В конце 2002 года во исполнение поручения Президента Госдума приняла новую редакцию Закона "О порядке въезда на территорию РФ и выезда с территории РФ". Новая статья автоматически дезавуирует положения прошлогодней ноты Посольства РФ в Хельсинки, согласно которой пассажирам "Силья Опера", "Кристина Регина" и "Кристина Брахе" требуется российская виза для схода на берег.<BR>Закон был подписан Президентом 14 января 2003 года и должен был вступить в силу 14 апреля, но, к сожалению, до сих пор Правительство РФ не смогло подготовить документы, регламентирующие порядок применения этого закона. Согласно одной из его статей безвизовый режим предусмотрен для пассажиров всех круизных судов в течение 72 часов. Однако в законе отсутствует прямое указание на то, что же такое круизное судно.<BR>Позиция Министерства транспорта РФ и Минэкономразвития РФ, с которыми мы находимся в тесном контакте, -- признать статус круизного судна согласно Международной Конвенции по облегчению международного мореплавания, которая подписана Российской Федерацией. Согласно этой конвенции круизное судно -- это судно, которое во время рейса, как правило, посещает один или более портов захода, не совершает посадку и высадку пассажиров и погрузку/выгрузку грузов. Значение этих формулировок вряд ли можно переоценить для перспектив пассажирского судоходства в Петербурге и всей России.<BR>Российский МИД настаивает на том, чтобы считать круизным судно, которое совершает заход как минимум в два морских порта, открытых для иностранных судов, двух или более иностранных государств. Таким образом, помимо Петербурга судовладельцам придется включить в маршрут судна, в частности, Таллин. С точки зрения МИДа будут соблюдаться таким образом условия взаимности по условиям приема российских круизных пассажиров в портах Финляндии. Фактически же дело будет обстоять так, что деньги вместо России будут опять уходить в Прибалтику, что явно не в интересах российской экономики. По результатам консультаций МИДа с Минтрансом есть понимание того, что в случае захода пассажирских судов в один порт во время круиза МИД настаивает на групповых визах за 15 евро с человека.<BR>У меня создается такое впечатление, что в МИДе нет четкого понимания того, кто и где эти визы должен выпускать, потому что процедура, которая была озвучена консульским отделом посольства в Хельсинки, мягко говоря, нерабочая. Так как нужно посылать списки туристов в консульский отдел, который пересылает их в Москву, там их проверяют, посылают обратно со штампом. Вся отправка осуществляется по факсу, на что, естественно, потребуется 3-4 рабочих дня, и при однодневных круизах выглядит нереальным. Я не знаю, чем не угодили финские компании нашему МИДу, потому что американские и европейские судовладельцы заходят в Петербург в безвизовом режиме в течение последних 15 лет.<BR>Silja Line направила нам уведомление о том, что желает возобновить круизы в Петербург с августа 2003 года. Но, чтобы начать работу в августе, еще вчера нужно было начать продавать билеты. Если наши чиновники пропустят еще 1-2 месяца, то весь 2003 юбилейный год будет потерян, и мы будем говорить только о 2004 годе. Таким образом, перспективы круизного сообщения со странами Скандинавии будут потеряны навсегда, если принять во внимание, что с 2004 года страны Прибалтики вступают в ЕС, и у Петербурга появится уникальная возможность стать новым центром пассажирских перевозок на Балтике".<BR><BR><BR>В августе 2002 года, за 8 дней до открытия регулярного круизного сообщения Хельсинки -- Петербург, Россия потребовала российские визы стоимостью 25 евро для схода на берег пассажиров теплоходов "Силья Опера", "Кристина Регина" и "Кристина Брахе" (см. "ДП" №54/02, www.dp.ru). В результате этого свыше 120 запланированных круизов теплохода компании Silja Line "Силья Опера" на сезон 2002-2003 года были отменены, как и все 100 судозаходов в Петербург и Выборг другой компании -- Kristina Cruises.<BR>Компания Silja Line инвестировала около 6,5 млн евро в рекламную кампанию и модификацию теплохода "Силья Опера" специально для судозаходов в Петербург.<BR>В частности были обновлены интерьеры, и судно было адаптировано для эксплуатации на российском рынке. А в июле 2002 года в результате переговоров с администрацией Петербурга удалось снизить пассажирские сборы с $5 до $1, что стало основным условием начала работы компании в Петербурге.<BR>Шокированные поведением отечественных МИДовцев представители круизного бизнеса Петербурга разослали немало петиций в министерства и ведомства. Делались предположения, что такая позиция МИДа РФ связана с желанием содействовать решению проблем визового режима для Калининграда.<BR>