00:0021 мая 200300:00
15просмотров
00:0021 мая 2003
Петербургские банкиры сдержанно встретили проект Банка России по ознакомлению с разрабатываемыми ЦБ РФ инструкциями и положениями. Большинство из опрошенных "ДП" банкиров рассматривает его лишь как возможность приготовиться к грядущим изменениям законодат
<BR><BR>Петербургские банкиры сдержанно встретили проект Банка России по ознакомлению с разрабатываемыми ЦБ РФ инструкциями и положениями. Большинство из опрошенных "ДП" банкиров рассматривает его лишь как возможность приготовиться к грядущим изменениям законодательства.<BR><BR>Впрочем, некоторые представители петербургского банковского сообщества согласились озвучить "ДП" свои поправки в опубликованные проекты документов.<BR>На сегодняшний день на сайте Банка России уже опубликованы три проекта документов, свои замечания и отзывы по которым банкирам предложено присылать по электронной почте. Два самых последних проекта -- положения Банка России "Об оценке соответствия банка критериям допуска в систему страхования вкладов" и проект инструкции Банка России "О порядке организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)".<BR><B>Узаконить проверки</B><BR>По словам Ирины Потаповой, руководителя службы внутреннего контроля ЗАО "Балтийский банк", обнародованная инструкция "О порядке организации и проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)" носит технический характер.<BR>"Проект новой инструкции является более детальным. Так, в нем конкретно и подробно прописаны механизмы действий проверяющей группы, которые ранее не были отражены в нормативных документах, но тем не менее совершались, -- говорит она. -- Например, предпроверочная подготовка проводилась всегда, но ее механизм не был прописан. В практике нашего банка никогда не возникало необходимости в документе, который бы детально регламентировал наши отношения с инспекторами ЦБ. Но можно предположить, что ЦБ пришлось сталкиваться с проблемами, связанными с отсутствием инструкции, узаконивающей их действия в кредитном учреждении. Так, проект детализирует перечень документов, которые могут быть востребованы инспекторами у кредитно-финансового учреждения, права и обязанности проверяемой кредитной организации, тем самым во многом облегчая работу инспекторам".<BR><BR><B>Отрицательно</B><BR>"Отношение нашей ассоциации к включению в проект положения "Об оценке соответствия банка критериям допуска в систему страхования вкладов" разделов, устанавливающих специальную процедуру допуска банков к участию в обязательной системе страхования, отрицательное, -- сказал "ДП" Владимир Джикович, президент Ассоциации коммерческих банков Северо-Запада. -- Для этого нет оснований. Все банки, имеющие лицензии на право привлечения вкладов населения, должны войти в систему страхования по федеральному закону, так как вводится обязательная система страхования. Банк России может отзывать лицензии у поднадзорных банков и тем самым не позволять им участвовать в системе страхования вкладов".<BR><BR><B>Поправки необходимы</B><BR>"Необходимо отметить, что внедрение системы страхования вкладов остро ставит вопрос о необходимости внесения изменений в ГК РФ в части ограничения досрочного расторжения договора банковского вклада, т.к. банкам предстоят дополнительные расходы на страхование вкладов, -- заявила "ДП" Нелля Степанова, директор службы внутреннего контроля ОАО "Промышленно-строительный банк". -- Тем более с переходом на МСФО вклады населения будут рассматриваться как ресурс "до востребования", что приведет к ухудшению качества показателей баланса банков и снижению оценки надежности российских банков в глазах зарубежных инвесторов".<BR>"В проекте положения сказано, что ходатайство на повторную проверку может быть подано банком в срок, не превышающий 1 год и 4 месяца с даты вступления в силу закона, -- сказала Нелля Степанова. -- Первая проверка банка на основании первого ходатайства по не зависящим от банка причинам может продолжаться долго и завершиться не ранее 1 года и 3 месяцев с даты вступления в силу закона. Мы предлагаем увеличить срок, дающий право банкам после исправления нарушений подать повторное ходатайство, -- до 1 года и 6 месяцев с даты вступления закона в силу".<BR><BR><B>Некоторые поправки в проект положения</B><BR><B>"Об оценке соответствия банка критериям допуска</B><BR>в систему страхования вкладов"<BR><BR>Приложение 3.<BR>Раздел 1 (перечень вопросов, позволяющих судить о качестве текущего управления). Предлагается убрать пункт 7, предусматривающий постоянный контроль совета директоров за деятельностью менеджеров банка.<BR><BR>Раздел 2 (перечень вопросов для оценки системы управления рисками). Пункты 16, 26, 38, 42 целесообразно объединить, предусмотрев более широкую формулировку.<BR><BR>Раздел 2. Пункт 39.<BR>Необходимо исключить определение банком внутренних подходов к управлению риском потери управления при смене фактических собственников при изменении в составе руководителей органов управления банка.