00:0019 мая 200300:00
14просмотров
00:0019 мая 2003
Формирование менеджмента и рабочих групп по гендерному признаку было раньше, имеет место сейчас и, возможно, будет.
<BR><BR>Формирование менеджмента и рабочих групп по гендерному признаку было раньше, имеет место сейчас и, возможно, будет.<BR><BR>Несмотря на то что в западных компаниях политкорректно обходят этот вопрос, психологические особенности мужчин и женщин, а также российские традиции управления берут свое практически во всех компаниях, работающих в России. Хотя бы на уровне того, что на ответственных постах преобладают мужчины, а кропотливая педантичная работа остается женщинам.<BR><BR><B>Половой вопрос</B><BR>Менеджеры некоторых компаний считают, что постепенно гендерные различия теряют актуальность. Многое идет от западной культуры. Например, в компании "Бритиш Американ Тобакко" сообщили, что подобному вопросу в компании не уделяют внимания. В том смысле, что согласно британскому законодательству с дискриминационными проявлениями российское представительство активно борется.<BR>В течение последних лет сотрудницы российских компаний заметно подтянулись к среднему менеджменту. Наиболее часто встречающиеся комбинации -- это 75% женщин в среднем звене, 15% -- среди топ-менеджеров. По мнению Тамары Новиковой, управляющего директора по кадровым ресурсам ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз", с психологической точки оптимальное соотношение в правлении компании -- 80% на 20%.<BR>Как замечают специалисты, женщины превалируют в маркетинге и HR, главный бухгалтер, как правило, женщина, а вот финансовый директор -- мужчина. Юрист также чаще мужчина. Если директор по продажам скорее мужчина, то за логистику обычно отвечают женщины; работа с клиентами -- это мужчина, а вот сервис -- женщина. PR -- также, как правило, женская доля.<BR>Конечно же, чаще всего эти распределения происходят неосознанно, не имея в виду дискриминацию. Но они есть.<BR><BR><B>Рабочий и колхозница</B><BR>По мнению Галины Мельниковой, генерального директора московской компании HR Partners, гендерный подход постепенно уступает выбору сотрудников исходя из их компетенции. "Видите ли, четко разделить, для какой работы может подойти женщина, а для какой мужчина, сложно. Ведь есть мужчины с женским поведением, и есть женщины с мужским".<BR>По убеждению Галины Мельниковой, критерии, по которым профессионалы должны подбирать кандидатов для работы в команде, это знания, навыки, опыт,поведение и темперамент. "Конечно, решение о выборе специалиста-мужчины или специалиста-женщины лежит на руководителе команды, проекта и т.д., -- говорит она. Есть люди, которые имеют личные предпочтения работать в одной команде либо с женщинами, либо с мужчинами. Я, например, не вижу себя в качестве подчиненного руководителя-женщины. Мое мнение, чем разнообразнее команда и по полу, и по качественному набору знаний и умений, и по темпераменту, тем она более работоспособная и результативная." Галина Мельникова рассказывает, как некоторые ее коллеги-мужчины, поработав в Саудовской Аравии, где мужчины трудятся отдельно от женщин, сетовали на то, что им было не очень интересно работать в мужском коллективе. "Ведь намного приятнее добиваться успеха в присутствиии коллег противоположного пола"- утверждает Галина.<BR>"Правда где-то посередине, -- размышляет Николай Малахов, директор по персоналу фирмы "Ангелина". -- Поскольку деятельность компании целостная, она требует разных компетенций, поэтому отделы должны быть смешанными. Кроме того, это дает более высокий уровень внутреннего взаимодействия, а также дисциплинирует. Вопрос в критической массе. Конечно, многое обусловлено спецификой деятельности компании, но хуже, если кого-то больше, например, 75%. До недавнего времени в нашей компании этому вопросу не уделяли внимания, главным критерием был профессионализм. Но сегодня, поскольку требования к эффективности компании повысились вместе с конкурентностью рынка, принципы комплектации группы стали иметь большее значение. Например, в наших коммерческих службах намного больше женщин, и мы пытаемся уравнять пропорции: бесперебойность работы достигнута, но для развития стратегии компании требуется мужское начало. Из моего прошлого опыта я также могу заметить, что, если группа выезжает на периферию, смешанная команда работает эффективней: она более полно оценивает ситуацию. С другой стороны, если проектная группа предполагает жесткие сроки и обстоятельства, мужская группа предпочтительнее: не следует, чтобы тратились дополнительные усилия на выстраивание системы отношений".<BR>По мнению Тамары Новиковой, если рассматривать сотрудника в долгосрочной перспективе, женщины, разумеется, вызывают опасения, хотя эта тенденция постепенно исчезает вследствие растущей мобильности дам. Тем не менее встречаются некоторые казусы. "Через полгода из декретного отпуска возвращается наш финансовый специалист, -- сообщает Тамара Новикова. -- Фактически она не работала 9 лет: рожала одного за другим троих детей. Любопытно будет оценить ее профессионализм".<BR>