00:0013 мая 200300:00
16просмотров
00:0013 мая 2003
Безусловно, рост населения в развитых странах практически остановился.
<BR><BR>Безусловно, рост населения в развитых странах практически остановился.<BR><BR>Почему же быстрый рост населения негативно сказывается на уровне жизни страны? Математика проста: больше людей означает, что в среднем на каждого приходится меньше.<BR>Растущее население не только уменьшает физический капитал, но и негативно сказывается на человеческих ресурсах. По мере того как в бедных домах увеличивается число детей, качество их воспитания снижается. Потому что бедные семьи с большим числом детей не могут инвестировать достаточно в образование каждого ребенка и, таким образом, сделать так, чтобы подросшие дети могли получить те преимущества, которые позволят им добиться успеха в будущем.<BR>Одна из причин, почему бедные рожают больше и меньше инвестируют в своих детей, заключается в том, что растить детей в бедных странах дешево. Дети начинают работать в относительно раннем возрасте, и преобладание низких зарплат -- в особенности у женщин -- означает, что затраты на материнство ничтожны по отношению к другим возможностям. Самое главное -- в бедных станах затраты на обучение ребенка очень высоки по сравнению с затратами на рождение других детей.<BR>Другими словами, хорошо образованные родители в богатых странах имеют преимущества в отношение "качества воспитания детей", а родители в бедных странах обладают преимуществами в отношении количества детей. Например, если способность матери кормить своих детей не зависит напрямую от уровня ее образования, то ее способность помогать детям с выполнением домашних заданий увеличивается в зависимости от уровня образования.<BR>В результате низкий уровень доходов сохраняется в течение долгого времени. Бедные люди с низким уровнем образования выбирают высокий уровень рождаемости и, таким образом, более низкий уровень развития детей. Эти дети вырастают, чтобы стать бедными взрослыми.<BR>Кроме того, негативное влияние низкого уровня воспитания детей на экономический рост усугубляется отрицательным воздействием, которое оказывает рост населения на накопление физического капитала.<BR>Что можно сделать для выхода из этого порочного круга? Социальная политика, предоставляющая налоговые льготы большим семьям, дотации на детей и субсидии по уходу за детьми в детских садах и питание, которые уменьшают стоимость воспитания детей, могут показаться выгодными в краткосрочном периоде. Однако в долгосрочном периоде они приводят к отрицательным последствиям, так как стимулируют семьи увеличивать рождаемость.<BR>Необходимо делать противоположное -- увеличить стоимость воспитания детей. Увеличение стоимости воспитания ребенка окажется действенным стимулом, который вынудит семьи перераспределить ресурсы в сторону улучшения качества воспитания детей путем инвестиций в их образование. Такие изменения в относительных ценах помогут освободиться стране из уз бедности и подготовить почву для демографического перехода и экономического роста.<BR>Эффект политики, регулирующей рождаемость, может быть продемонстрирован на примере беднейших групп Израиля. Уровень рождаемости среди ортодоксальных иудеев необычайно высок, достигая шести детей на одну женщину. Однако в 1950-е и 1960-е годы, до введения щедрых детских пособий для больших семей, уровень рождаемости в этой группе был значительно ниже -- только три ребенка на женщину. Более того, в результате политики дотаций уровень рождаемости среди иудейских бедуинов остается одним из самых высоких в мире -- восемь детей на одну женщину.<BR>Последствия мер, ограничивающих рождаемость, могут показаться негуманными, но они действенны и неизбежны. Отмена мер, сокращающих расходы на воспитание большого числа детей, в долгосрочном плане приводит к росту уровня жизни. Общеобразовательная система также может высвободить людей из ловушки бедности, потому что высокообразованные люди обладают преимуществом растить образованных детей.<BR>Политика, стимулирующая экономический рост, таким образом перераспределяет ресурсы и иностранные вложения с программ по сокращению стоимости воспитания детей в сторону финансирования образования. Все, что необходимо, -- это одно поколение, которое выберет качество вместо количества. Даже временные улучшения в возможностях образования могут дать постоянный эффект по уровню распределения ресурсов в экономике.<BR><BR><B>Автор -- профессор социологии и экономики</B><BR><B>в Еврейском Университете, Иерусалим</B><BR><B>Copyright: Project Syndicate, март 2003. Перевод: Прохорова Алла</B>