Ян Дэвидсон: "В ЕС разгорается "война"...

Ян Дэвидсон: "В ЕС разгорается "война" больших и малых государств-участников"

<BR><BR>Ян Дэвидсон: "В ЕС разгорается "война" больших и малых государств-участников"<BR>Дебаты о предложениях по новой Конституции Евросоюза, вступающие сейчас в заключительный этап в так называемом "Европейском Конвенте", превращаются в борьбу за власть между государствами -- участниками ЕС, по-разному представляющими себе его будущее.<BR><BR>В прошлом главные споры разгорались обычно между сторонниками федерализма, желавшими усиления Евросоюза, и приверженцами межправительственного союза, стремившимися сохранить национальную автономию стран -- участниц ЕС. Это остается правдой и поныне. Но сейчас к этим дебатам примешивается борьба между большими и малыми государствами Евросоюза, и иногда это приводит к парадоксальным результатам.<BR>Сейчас споры ведутся вокруг руководства Советом Министров ЕС. В настоящее время Совет работает под руководством президента, представляющего конкретную страну Евросоюза, на период в 6 месяцев, в конце которого президентство переходит к другому государству -- участнику ЕС. Франция и Германия отстаивают свою точку зрения на то, что эта система ротации неспособна к функционированию, отчасти из-за отсутствия преемственности, и они внесли предложение, чтобы Совет назначал постоянно действующего президента на период в 5 лет. Их предложение было категорически отвергнуто в совместном проекте, поданном от имени 16 малых стран -- нынешних или будущих членов Евросоюза. Они настаивают на сохранении принципа ротации в качестве символа равенства всех государств -- членов ЕС.<BR>Сейчас ставки по этому вопросу поднялись еще выше. Валери Жискар д'Эстен, президент Конвенции, официально поддержал предложение Франции и Германии. В тот же день Европейская комиссия ответила на это резкой критикой данного предложения, утверждая, что оно породит конкурирующие бюрократические структуры и создаст ощущение хаоса.<BR>Фундаментальной причиной этого конкретного спора является грядущее расширение Евросоюза, из-за которого в мае 2004 года количество государств-участников увеличится с 15 до 25. На заре европейской интеграции в состав союза входило три малых и три больших государства, но почти все вновь присоединившиеся участники -- это малые страны. Таким образом, после расширения в состав ЕС будет входить шесть больших и 19 малых государств.<BR>Это изменение баланса между большими и малыми гогсударствами -- участниками Евросоюза вносит парадоксальные поправки в некоторые прежние предположения. В прошлом малые государства -- члены ЕС склонялись к федералистским позициям, поскольку они считали, что нуждаются в сильных центральных учреждениях для сдерживания мощи крупных государств (в особенности Франции).<BR>Сегодня, настаивая на ротации президента и равенстве государств-участников независимо от их размера, малые страны тем самым по существу занимают позицию сторонников межправительственного союза, поскольку они опасаются, что реально предложение Франции и Германии нацелено на то, чтобы руководство Советом Европы гарантированно оказалось в руках крупного государства. На самом деле, почти нет сомнений в том, что замысел Франции и Германии (а также и Великобритании) именно таков. Так что здесь существует и другой парадокс: как большие, так и малые страны -- участницы Евросоюза считают, что они могут усилить свое относительное влияние, принимая позицию сторонников межправительственного союза. Две этих группы не могут быть правы одновременно.<BR>Делать безоговорочные выводы еще слишком рано. Конвент хотя и является влиятельной структурой, но представляет собой всего лишь дискуссионную группу. Реальные переговоры между правительствами пройдут в этом году, и случится это несколько позже. Мы не можем себе заранее представить, каким образом будет в действительности работать Евросоюз, состоящий из 25 членов. Практические реалии окажут свое влияние на нюансы политических взаимоотношений. Может случиться так, что у многочисленных малых государств -- новых членов союза вновь проявится традиционная и логичная предрасположенность к федерализму.<BR>Конечно, будущее предсказать невозможно. Даже англичане могут научиться понимать Европу, хотя никто не должен особо на это рассчитывать. Но нам не следует упускать из виду тот факт, что Конвент провел довольно значительное количество предложений, по своему внутреннему духу являющихся федералистскими. В их число входят распространение на все вопросы принципа большинства, усиление роли Европарламента, введение понятия публичных заседаний Совета Министров (что превращает его чуть ли не в некое подобие сената), введение возможности выхода из ЕС и даже возможность ратификации договоров большинством голосов.<BR><B>Автор -- советник и обозреватель Европейского центра политики</B><BR><B>в Брюсселе, в прошлом</B><BR><B>обозреватель газеты</B><BR>Financial Times<BR>