В театре найдется приют и комедианту, и маркетологу, и рекламисту

Маркетинговые исследования и опросы по направленной выборке для государственного театра, тем более небольшого, -- довольно редкое явление. Но в театре "Приют комедианта" подходят к менеджменту грамотно.

<BR><BR>Маркетинговые исследования и опросы по направленной выборке для государственного театра, тем более небольшого, -- довольно редкое явление. Но в театре "Приют комедианта" подходят к менеджменту грамотно.<BR><BR>В театре был проведен социологический опрос, 506 зрителей в течение месяца отвечали на анкеты с 20 вопросами. "В результате мы получили портрет нашего зрителя, -- рассказывает Виктор Минков, главный режиссер -- директор театра "Приют комедианта". -- Исследование показало, что 91% аудитории это люди до 25 лет, студенты в основном экономических специальностей, порядка 60% --люди с достатком 6000 рублей на человека. Сказывается близость Финэка. Под эту аудиторию мы и строим репертуар".<BR>Виктор Минков строит политику театра "Приют комедианта" не только на том, чтобы дать возможность реализоваться актерам и режиссерам, но и на попытке сформировать своего зрителя. Выбор репертуара, режиссера на постановку, артистов -- все должно ориентироваться на аудиторию, которая ходит в театр.<BR><BR><B>Проблемы менеджмента</B><BR>По словам Виктора Минкова, "Приют комедианта" -- единственный в России государственный театр на антрепризной основе без постоянной труппы.<BR>"Актеры работают в театре по контракту, зарабатывают больше, чем они бы имели, служа в штате на единой тарифной сетке, -- рассказывает Виктор Минков. -- 3 года назад я подал предложение в Комитет по культуре с четким планом построения театра без постоянной труппы. Мы подпадали под программу сокращения бюджетных средств за счет программы привлечения частных инвестиций. И сегодня государство финансирует зарплату техническому персоналу и коммунальные платежи. Под конкретные проекты дает часть денег на новые постановки. Все остальное мы или зарабатываем сами, или ищем совместное финансирование.<BR>Оплата артистов, постановочной части, а ведь серьезные режиссеры и художники не смотрят, маленький театр или большой. Они вкладывают одинаковые силы и справедливо хотят адекватной оплаты за постановку. Артисты приглашаются на контракт, у них есть определенная репетиционная сумма, потом поразовая оплата за спектакль. Отчисления и все налоги, декорации, костюмы -- это проблемы театра, а не государства".<BR><BR><B>Принципиальная позиция</B><BR>Прошло то время, когда директор театра считался завхозом. Сейчас другие принципы финансирования театра и другие принципы руководства.<BR>"Каждый проект -- это риск, от будущего успеха, как и от возможной неудачи спектакля, первоначальная оплата актера не зависит. Есть прогрессивная шкала, если спектакль кассовый и нравится публике и зрителям, то при следующем приглашении в театр на постановку мы ведем разговор о большей гонорарной сумме.<BR>Наш театр все равно репертуарный, это не западная модель, когда собирается труппа и делается проект, который играется, пока публика ходит. У нас 20 названий. Есть спектакли, которые играются четыре раза в сезон. Есть спектакли, которые не посещаются стопроцентно, но для меня они -- событие в плане культуры, и они остаются в репертуаре.<BR>Принципиальная позиция, чтобы в каждом спектакле соединялись мастера и молодые. Раз в сезон мы приглашаем на постановку выпускника Академии театрального искусства. Нужно продвигать молодых, а не ограничиваться списком из 10 успешных режиссеров", -- рассказывает Виктор Минков.<BR>В планах -- изменение штатного расписания. Понятие "администратор" для театра устарело. В театре должен быть отдел маркетинга, отдел рекламы.<BR>"Мне помогла стажировка в США по менеджменту культурного объекта, -- вспоминает Виктор Минков. -- В США сумма государственной поддержки театров на год -- $12 млн, а сумма частных пожертвований на театры -- $14 млрд. Конечно, это сильно увязано с налогами. У нас в стране не создано никаких условий для меценатства. В культуру России невыгодно вкладывать. А большинству культурных учреждений говорить об имиджевой стороне сложно. Отдача вложений, например в наш театр, будет много меньше, чем те же вложения в фестиваль. И в этом смысле поиск средств достаточно затруднен".<BR><BR><B>Строительство бренда</B><BR>В планах театра -- создание клуба друзей или попечительского совета. Эти люди, которые поддерживают театр, первые на премьерах, для них проводятся специальные вечера с ведущими актерами.<BR>"Для этих организаций устраиваются целевые спектакли, на их обсуждение я выношу репертуарный план. Совместно мы проводим пиар-акции для привлечения к ним покупателя, для раскручивания бренда их компании. Проходит большая кампания, которую я готовлю как профессионал-рекламист. Это и телевидение, это и наружка, и директ-мэйл, и театрализованные акции. Артист понимает рыночность ситуации, он должен заработать, и не всегда это роль в высокой драматургии, но конкретная рекламная акция продукта, который мы продвигаем, в конечном итоге направлена на поддержку театра, в котором актер сможет играть и серьезную драматургию.<BR>Для современного театра важно планирование, я хочу спланировать репертуар на три сезона вперед, -- говорит Виктор Минков. -- Это созвучно современной экономической ситуации. Все развивающиеся компании планируют свои маркетинговые акции на несколько лет вперед. Привлекая финансы, нужно учитывать не только возможности, но и правила, по которым компании ведут свою деятельность".<BR><BR><B>Спектакль как товар</B><BR>Виктор Минков не скрывает, что раскручивает бренд "Приюта комедианта".<BR>"Хотел бы привлечь грамотных специалистов по маркетингу, но пока это дорого. Театр может зарабатывать, но не так, как в серьезных коммерческих структурах. Но не все решают деньги, иногда важен процесс, момент реализации.<BR>Дотирование государством должно быть иным. Не за прошлые заслуги. Есть критерий зрительского интереса. Востребованность зрителем в той культурной нише, которую заполняешь в городе. Если театр не пользуется популярностью, значит, он неэффективно управляется. Возникают новые коллективы, которые нуждаются в поддержке.<BR>Принцип "кто работает, тот и зарабатывает" должен быть распространен на театральные подмостки. Я считаю, что тот собес, который сегодня распространен в театрах Петербурга, принципиально неверен. Много гениев не бывает. Кто востребован, тот и играет. И мы знаем актеров, которые заняты в семи театрах одновременно. И это нормальная рыночная ситуация. Спектакль тоже товар, и он должен продаваться.<BR>Посещаемость театра "Приют комедианта" -- 92%. Конечно, зал на 168 мест не так сложно заполнить, но и для этого надо работать. Мы опережаем смету доходов, которую подали, и это дает нам возможность вложений в новые проекты, гастроли. В сентябре будем в Праге и Карловых Варах, это на собственные доходы, которые заработал театр. 20 человек от театра. Скоро отправляемся в Красноярск, едет свет, звук, костюмер-реквизитор, полное обеспечение спектакля.<BR>Сегодня мы боремся за вторую площадку. Это экономически целесообразно. Сейчас артист за выход получает 400 рублей, если вышел 10 раз за месяц, и это больше, чем тарифная сетка. Если "Приют комедианта" получит дополнительный зал на 600 мест, я смогу платить артисту 1000 рублей за выход. Мы ждем перемен, чтобы вести переговоры с новой властью. Эффективно управляемый театр не может и не должен задохнуться как в экономическом, так и в творческом плане", -- уверен Виктор Минков.