00:0029 апреля 200300:00
11просмотров
00:0029 апреля 2003
Сегодня, 29 апреля, ООО "Фармацея" открывает крупнейший в Петербурге аптечный супермаркет "Новая аптека". В ближайшие 2 года компания рассчитывает открыть шесть подобных аптек. Аналогичные планы вынашивают практически все крупнейшие игроки рынка.
<BR><BR>Сегодня, 29 апреля, ООО "Фармацея" открывает крупнейший в Петербурге аптечный супермаркет "Новая аптека". В ближайшие 2 года компания рассчитывает открыть шесть подобных аптек. Аналогичные планы вынашивают практически все крупнейшие игроки рынка.<BR><BR>По оценкам экспертов, инвестиции в проект ООО "Фармацея" составят несколько миллионов долларов.<BR>"Новая аптека" разместилась на первом этаже жилого дома на пр. Косыгина. Площадь помещения составляет более 700 м2. В аптечном супермаркете будет представлено около 15 тыс. наименований лекарственных препаратов. Все лекарства, которые отпускаются без рецепта, будут находиться в свободном доступе.<BR>Суммы инвестиции в открытие этого магазина в компании не разглашают.<BR><BR><B>Барьеры для столицы</B><BR>В формате супермаркета в Петербурге собиралась работать и московская сеть аптек ОАО "Аптечная сеть 36,6". В 2003 году компания собиралась открыть пять аптек.<BR>Однако эти планы были отложены, поскольку, по словам руководства компании, была поставлена более приоритетная задача -- привлечение дополнительных средств за счет вывода акций компании на фондовый рынок.<BR>По мнению экспертов, основной причиной, заставившей руководство "Аптечной сети 36,6" отложить свои планы по выходу, стали высокие административные барьеры.<BR>По словам Олега Хинкиса, пресс-секретаря ОАО "Аптечная сеть 36,6", программа по продвижению компании в регионах будет утверждена только в июле 2003 года.<BR>Сейчас "Аптечная сеть 36,6" владеет в Москве 44 супермаркетами, 11 аптеками с прилавочной торговлей. Средняя площадь помещений аптечных супермаркетов насчитывает 180-240 м2, ассортимент товара в зависимости от площади помещения составляет от 4 до 12 тыс наименований.<BR><BR><B>Рынок готов к приему супермаркетов</B><BR>На апрель 2003 года в Петербурге существует только одна аптека в формате супермаркета -- она принадлежит ЗАО "Петрофарм". Ее площадь составляет 80 м2, а ассортимент -- около 7 тыс. наименований. По мнению Татьяны Кургановой, генерального директора ЗАО "Петрофарм", переход торговли аптечными товарами в режим супермаркета востребован. "В Европе почти все аптеки торгуют в этом формате, -- говорит она. -- Также очень много московских аптек работают в этом формате, и я не вижу причин, по которым Петербург не должен на него переходить". По словам Татьяны Кургановой, единственная проблема, с которой компания столкнулась, открыв аптечный супермаркет, -- это воровство. У компании воруют примерно 0,7% от общего числа товаров.<BR>Существует и другой взгляд на этот вопрос. По словам Ильи Милевича, генерального директора ЗАО "Фармакор", "экономическая эффективность подобных супермаркетов в наших условиях неоднозначна". "Вероятно, создатели супермаркета нашли достаточное экономическое обоснование для того, чтобы решиться на такой шаг", -- заявил он. Планы по открытию супермаркетов вынашивают руководители многих петербургских аптечных сетей. Так, по словам Ирины Захрабековой, генерального директора ООО "Эдифарм" (сеть аптек "Будьте здоровы"), в планах компании открыть от 3 до 5 аптечных супермаркетов. Первый из них будет открыт уже осенью этого года. Размер инвестиций в этот проект в компании пока не разглашают. По данным "ДП", также собирается открыть сеть супермаркетов и ЗАО "Первая помощь". Сейчас в компании готовят концепцию этого проекта.<BR><B>Справка</B><BR>ОАО "Фармацея" создано в ноябре 2001 года. Компания владеет и управляет сетью из 20 аптек и аптечных пунктов. Одним из ее учредителей является ООО "Феникс Групп", владелец бункеровочной и экологической компании ОАО "ЭКО Феникс Холдинг". (А.В.)<BR><BR><B>Мнение эксперта</B><BR>Денис Козлов, старший аналитик Инвестиционного банка "Гамма Групп":<BR>Переход к свободной выкладке товара -- давно ожидаемый ход со стороны петербургских аптечных операторов. Преимущества такой формы торговли очевидны: возможность расширения товарного ассортимента за счет парафармацевтической продукции (предметы гигиены, спортивные и детские товары), за которой покупатели обычно идут не в аптеку, а в ближайший универмаг; увеличение выручки с одного квадратного метра площади; улучшение имиджа аптечной сети. При этом интересно, что сеть "Фармацея" открывает аптеку со свободной формой торговли раньше таких гигантов, как "Фармакор" и "Первая помощь".<BR>В Петербурге планы открытия аптек со свободной выкладкой имеют все крупные аптечные сети. При этом разработка концепции ведется ими с прошлого года. Их реализацию, очевидно, тормозят нехватка подходящих помещений, финансовых ресурсов и уровень конкуренции на аптечном рынке. Надо учитывать и то, что создание аптеки со свободной выкладкой существенно дороже организации обычной аптеки. Аптечный рынок уже перестал быть высокодоходным бизнесом, и собственных финансовых ресурсов аптечных сетей достаточно лишь для открытия и оборудования небольших аптек, а привлекать заемные средства петербургские аптечные операторы не торопятся. (А.В.)