00:0028 апреля 200300:00
8просмотров
00:0028 апреля 2003
Ажиотажный спрос на краткосрочные и среднесрочные программы профессиональной подготовки в России уже прошел, но интерес к бизнес-образованию не снижается. Меняются приоритеты, расставляемые слушателями.
<BR><BR>Ажиотажный спрос на краткосрочные и среднесрочные программы профессиональной подготовки в России уже прошел, но интерес к бизнес-образованию не снижается. Меняются приоритеты, расставляемые слушателями.<BR><BR>Всех слушателей бизнес-курсов можно подразделить на две группы: первая -- это наемные работники крупных западных корпораций, которые идут в бизнес-школы для престижа и дальнейшего карьерного роста.<BR>Вторая группа -- это предприниматели, которым необходимо понять, как строить свой бизнес, считает Мария Иванова, региональный менеджер компании GlaxoSmithKline, прошедшая подготовку в Открытой школе бизнеса в Санкт-Петербурге.<BR>И если представители первой группы более ориентированы прежде всего на внутригрупповое общение и завязывание контактов, то вторая, не пренебрегая общением с новыми знакомыми, старается найти "волшебный" ключ к решению практических задач.<BR>Как считает Мария Иванова, и тем и другим слушателям обучение в бизнес школе дает, во-первых, контакты, во-вторых, возможность карьерного роста в собственной компании и потом уже практические знания.<BR><B>Общение плюс знания</B><BR>Привычный тезис о том, что идут учиться ради знаний, отходит на второй план. Вначале учатся директора, потом посылают учиться менеджеров и даже младший персонал. Причем администрация ставит задачу не только научить, но и познакомить, сдружить, чтобы выпускники встречались, обсуждали проблемы.<BR>Генеральный директор новгородской компании "А-Альтум", специализирующейся на выпуске и реализации строительных материалов, Андрей Кутергин, проходящий бизнес-курс в Санкт-Петербургском инженерно-экономическом университете, считает, что бизнес-образование дает возможность расширить кругозор. "МВА обеспечивает слушателей полезной информацией для решения практических задач, а контакты -- это второстепенно. Руководителю необходимо знать бухгалтерский учет, чтобы понять, что происходит в бухгалтерии; основы программирования для понимания того, как работает пакет программ, поставленный на предприятии, и т.д. Директору приходится регулировать процессы, происходящие внутри предприятия, и без постоянного обновления знаний, получения новой информации эффективный менеджмент просто невозможен, -- рассказывает Андрей Кутергин. -- Нам очень пригодились знания по психологии, полученные менеджером по персоналу в ходе обучения, -- это помогло качественно изменить подходы к подбору и обучению персонала, сформировать сплоченную команду, мотивировать остальных сотрудников".<BR>Однако, по мнению Андрея Кутергина, качественные знания могут дать только "солидные, остепененные" преподаватели, имеющие опыт и практические знания, в отличие от молодых вчерашних выпускников вузов, которые в лучшем случае смогут пересказать учебник по экономике.<BR><BR><B>Карьера без гарантии</B><BR>По мнению Андрея Кутергина, важно, чтобы знания были не просто знаниями. "Человек должен представлять, как эти знания заставить работать на себя, как получить результат. Если руководитель ощущает конкретный результат обучения сотрудников, то этот результат отразится и на материальном стимулировании, в том числе и на полной оплате стоимости обучения в дальнейшем. Однако обучение в бизнес-школе как таковое еще не дает права ее выпускнику претендовать на немедленное продвижение по карьерной лестнице. Важен прежде всего результат, а насчет продвижения уже будет решать руководитель".<BR>Окончание бизнес-школы еще не дает ее выпускникам гарантий хорошего трудоустройства и высоких заработков. Работодатели сегодня не готовы переплачивать за диплом российской бизнес-школы. Хотя выпускники программ МВА уже сейчас могут претендовать на более высокую зарплату. На Западе выпускники программ МВА ценятся значительно выше, однако во внимание также принимаются и место прохождения программы, положение бизнес-школы, ее рейтинг, репутация.<BR><BR><B>На дистанции</B><BR>По некоторым данным, по программам дистанционного образования в США обучается более миллиона студентов, в Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием методов дистанционного обучения. "Дистанционное обучение удобно, так как на дневное или вечернее обучение времени не хватает, а выделить на посещение института несколько часов один раз в месяц -- вполне приемлемо. К тому же интернет значительно упрощает процедуру получения и отправки учебных заданий. А для занятых людей это большой плюс", -- считает Мария Иванова.<BR>