00:0018 апреля 200300:00
8просмотров
00:0018 апреля 2003
Подведены итоги театральной премии: кому-то дали маски, кому-то -- белого коня
<BR><BR><B>Подведены итоги театральной премии: кому-то дали маски, кому-то -- белого коня</B><BR>Купить билеты на некоторые спектакли, номинированные на "Золотую маску", представлялось делом практически невозможным из-за огромного ажиотажа. Не все из этих постановок увенчались наградами, зато артисты почувствовали -- публика выбрала именно их.<BR><BR>На "Золотой маске" можно было наблюдать плюсы и минусы популярности Александра Калягина, Константина Райкина, Николая Фоменко. Порой казалось, что зрителям от спектакля и не нужно ничего, кроме как посмотреть на живого артиста, которого они считают чуть не членом своей семьи, поскольку почти каждый день видят по телевизору. Из-за живых звезд многие зрители шли в театр впервые за много лет и свой кусочек удовольствия, конечно, получали (не будем зацикливаться на цене, заплаченной за порцию искусства: от 500 до 1500 рублей).<BR>Если сравнивать спектакли с участием неотразимых и популярных, то на фоне райкинского "Синьор Тодеро хозяин" калягинский "Король Убю" выигрывает наличием антракта. Второй акт здесь пролетел в соответствии с народной мудростью: "Первая колом, а вторая соколом". Убеждена -- немалая заслуга тут принадлежит буфету. Новомодная тенденция играть спектакли без антракта -- вызов традициям отечественного театра. В Москве, например, театры не только следуют традициям, но ищут и находят новые формы (cкажем, в программку в иных театрах вкладывают приглашение (со скидкой!) в ресторан, куда можно отправиться после спектакля).<BR>Московские театры не пренебрегают и еще одной традицией, когда руководитель театра играет главные роли во всех смыслах этого слова.<BR><B>Не золотая, но маска</B><BR>Так, в любом спектакле театра роль Константина Райкина выходит на первый план и отодвигает прочих персонажей на дальний. Как говаривал один из его предшественников: "Публику не интересует гарнир, ее интересую я -- как основное блюдо".<BR>В постановке "Синьор Тодеро хозяин" артист с помощью грима скроил своему герою такую физиономию, что место ей разве что в музее мадам Тюссо. Райкин и не скрывает, что это не лицо, а маска. Его герой патологически скуп, и, видимо, поэтому исполнитель роли не жалеет патологических красок для его обличения. Тодеро гнусно смеется, мерзко сморкается, отвратительно хромает... Однако каждый его чих превращается у Константина Райкина в обширный эстрадный номер.<BR>Прочие герои -- гарнир -- почтительно замирают в отдалении, пока их шеф демонстрирует чудеса владения тросточкой или носовым платком. Человек он, несомненно, одаренный. Но наблюдать за его бесконечно длинными пластическими этюдами а-ля Марсель Марсо -- замаешься.<BR>Синьор Тодеро -- хозяин в своем доме, маэстро Райкин -- в своем. Конечно, они понимают друг друга. Так что восхищения заслуживают не они, а терпеливый зритель: ему буквально показывают палец, а он благодарно смеется.<BR><BR><B>Фоменко берет реванш</B><BR>Николай Фоменко для петербургской культуры не чужой человек. Пел и играл в группе "Секрет", еще и дебютировал не где-нибудь, а как ученик Игоря Горбачева на Александринской сцене, в спектакле "Пер Гюнт". С той поры постоянно искушался драматической сценой, но не так чтобы очень успешно.<BR>На фестиваль "Золотая маска" приехал спектакль "Академия смеха" Московского драматического театра им. Пушкина. Только очень наивный зритель, взглянув на афишу, понадеялся, что Фоменко будет "весь вечер на арене". Более продвинутая публика, знакомая с пьесой Коко Митани по другим постановкам, понимала -- актер предстанет в непривычном качестве. Интриговало и партнерство артиста с еще одним любимцем публики -- знакомым по десятку сериалов Андреем Паниным. Дуэт удался на славу. Камерность спектакля (режиссер Роман Козак) -- действие разворачивается в двух шагах от публики -- не позволяет артистам фальшивить. Разговор драматурга (Панин) и цензора (Фоменко) два часа нон-стоп держит зал в напряжении. Смеяться эта "Академия" тоже позволяет, но более всего учит, как выражается один из персонажей, бодаться. Строгий, без чувства юмора, чуждый театру цензор и актерствующий, умеющий гнуть спину автор пьесы существуют в постоянной борьбе: то один нападает, то другой сопротивляется. Завершается история неожиданно: у цензора прорезается чувство юмора, а у драматурга пропадает желание шутить...<BR>Суть не только в сюжете. Академией становится игра актеров, мастерство которых таково, что им действительно, как предлагал классик, достаточно выйти на площадь, развернуть коврик, и... начнется театр. Жаль, "Золотая маска" не отметила по достоинству этот замечательный дуэт. Впрочем, премии -- дело второстепенное. Важно, что в родной город Николай Фоменко приехал наконец-то на белом коне.