ВДНХ №1 показывала битую бумагу и свинцовые трубы

Зоологический музей на Стрелке Васильевского острова не всегда имел имидж заведения для дошкольников и их родителей. В частности, именно в этих стенах зародился отечественный выставочный бизнес.

<BR><BR>Зоологический музей на Стрелке Васильевского острова не всегда имел имидж заведения для дошкольников и их родителей. В частности, именно в этих стенах зародился отечественный выставочный бизнес.<BR><BR>По сути, в мае 1829 года здесь состоялась первая в истории России Выставка достижений народного хозяйства. Демонстрировались мануфактурные, то бишь промышленные, изделия только гражданского назначения.<BR><BR><B>Зало</B><BR>К выставке готовились 5 лет: в 1824 году патриотически настроенный министр финансов Е.Ф. Канкрин предложил построить специальное "экспозиционное зало"; планы и чертежи фасадов были готовы к 19 декабря 1824 года и утверждены на высочайшем уровне.<BR>Через год, в декабре 1825 года (в один из дней этого месяца на другом берегу Невы на Сенатской площади мерзли декабристы), была составлена подробная смета проекта. Расходы должны были составить 284.400 рублей 45 копеек.<BR>Функции генподрядчика выставочного павильона выполняла "Комиссия для окончания строений на Биржевой площади". Под руководством архитектора Лукини был сооружен целый комплекс зданий, в который входила не только "экспозиционнное зало", но и Южный и Северный пакгаузы, таможня и дом таможенных чинов.<BR>Строительство этого первого в мире специального выставочного здания было закончено в 1828 году.<BR>Масштабное и новое для России мероприятие спланировано и подготовлено было весьма тщательно. Заблаговременно появился указ императора. Был назначен ответственный исполнитель -- Департамент мануфактур и внутренней торговли Минфина, избран Выставочный комитет из пяти человек, которые разработали требования к экспонатам и правила проведения показа. Информация о выставке распространялась через прессу и по ведомственным каналам. Правила рассылались губернаторам, губернским предводителям дворянства, купеческим думам, именитым заводчикам и фабрикантам "с приглашением принять участие в сем благонамеренном деле, высылкою отечественных мануфактурных произведений для публичной их выставки". Кроме того, была создана призовая (оценочная) комиссия, состоявшая из представителей Академии наук, Академии художеств и купечеств. Комиссия ведала присуждением премий, медалей и орденов.<BR>Правительство выделило 10.000 рублей на оборудование и оформление выставочных площадей. В частности, специальную мебель выполнил мастер Филипп Грехов.<BR><BR>"Битая бумага"<BR>На ВДНХ в столицу России прислали свои изделия 33 региона страны, в том числе Грузия, Польша, Прибалтика, Урал, Карелия и др. Всего насчитывалось 326 участников. Они демонстрировали 4041 экспонат. Экспонаты группировались по 15 разделам, которые отражали отраслевое разнообразие российской гражданской промышленности. Северостоличная промышленность доминировала в разделе "Машины и инструменты, математические, физические и прочие". Петербург предоставил 25 экспонатов из 30, остальные пять прибыли из Москвы, Перми и Вологды. Наш город был представлен во всем его тогдашнем промышленном блеске. Местная промышленность делегировала на выставку токарные, сверлильные и печатные станки, паровые машины, микроскопы, цилиндры для ткацких станков, станки, компасы и пр.<BR>Раздел №3 был посвящен "металлическим изделиям". Под скромным названием скрывались рессоры в 10 слоев, трехметровые свинцовые трубы для водопроводов, медные бюсты, балюстрадные решетки, изделия из платины, золота и серебра, включая столовую посуду и приборы. В разделе №9 "Фарфор и стекло" монополию держали Императорские Фарфоровый и Стеклянный заводы. Другие разделы представляли "химические производства и краски", "шерсть и шерстяные изделия", "льняную и пеньковую пряжу и изделия из оных", "Кожи и сафьяны", "Бронза, люстры, лампы", "лакированные вещи; изделия из битой бумаги", "Сахар" и пр.<BR>Каждый экспонат имел дощечку с номером и фамилией фабриканта-производителя. Пояснения на стендах давали либо приказчики, либо сами хозяева.<BR><BR><B>Седьмой тост</B><BR>Выставку открыли накануне Дня города -- 15 мая 1829 года, проработала же она до 6 июня. Император Николай I посетить ВДНХ не успел, он все это время был в Польше. Количество посетителей доходило до 10.000 человек в день. Всего же ее осмотрело более 100 тысяч человек -- почти треть тогдашнего населения Петербурга. Два дня в неделю вход был платный, 5 дней -- бесплатный, с 11.00 до 20.00, и 3 часа дневной перерыв. Каталог на 84 страницах был отпечатан тиражом 2400 экземпляров и стоил 80 копеек серебром.<BR>Помимо каталога на выставке можно было приобрести любой из экспонатов. Покупатели записывали на стендах свои фамилии, тут же платили деньги, а вещи получали после закрытия. В частности, пять "механических" экспонатов было приобретено для основанного недавно Практического Технологического института, а 34 изделия -- лично для царя.<BR>По результатам выставки 106 человек получили медали: 16 больших и 35 малых золотых, 38 больших и 17 малых серебряных. Кроме того, 82 фабриканта получили "публичную похвалу", 5 -- денежные премии, 7 человек -- звание мануфактур-советника, 8 -- медали на Владимирской ленте, и 1 -- на Анненской ленте. Большая золотая медаль из золота 95-й пробы весила 73 грамма, а малая -- 34 грамма.<BR>Император не забыл и четырех маклеров-брокеров, которые под свою ответственность принимали, хранили и отсылали некупленные экспонаты. Все они получили перстни с бриллиантами.<BR>Торжественный банкет в честь окончания выставки состоялся 11 июня. Первые шесть тостов были посвящены императору, его супруге, русскому воинству, всяческим начальникам, успехам русской промышленности воообще. Только седьмой тост был за виновников торжества -- "господ мануфактуристов".