00:0016 апреля 200300:00
37просмотров
00:0016 апреля 2003
В Петербурге более 2 тысяч продовольственных магазинов. Несмотря на активное строительство в городе дискаунтов и супермаркетов, маленькие продуктовые лавки всегда будут ближе к покупателю, потому что они "рядом с домом". На это и делают ставку владельцы н
<BR><BR>В Петербурге более 2 тысяч продовольственных магазинов. Несмотря на активное строительство в городе дискаунтов и супермаркетов, маленькие продуктовые лавки всегда будут ближе к покупателю, потому что они "рядом с домом". На это и делают ставку владельцы непрерывно открывающихся магазинов и магазинчиков, торгующих едой и питьем.<BR><BR><B>Шаг первый: бизнес-идея</B><BR>"Прежде всего необходимо определиться с бизнес-идеей -- чем конкретно будет торговать магазин, какие услуги предоставлять, в чем его отличие от конкурентов, -- рассказывает Андрей Попов, директор ООО "Криптон", владелец магазина "Продукты", в течение 7 лет успешно работающего в Калининском районе Петербурга. -- Предприниматель должен четко представлять ассортимент будущего магазина, будет ли он торговать полуфабрикатами, мороженым, мясом или овощами. От этого во многом зависит, какое помещение и оборудование предстоит выбрать. Конкуренция на этом рынке большая, особенно со стороны крупных сетевых магазинов-дискаунтов. Выход -- найти свою нишу, сделать упор на услуги, которые в соседних магазинах не предоставляют. Например, рядом с нашим магазином расположилась "Пятерочка". Но это не сильно сказалось на нашей торговле, поскольку мы работаем в той нише, которая невыгодна большому магазину. Это нужно серьезно обдумать и проанализировать. От этого во многом зависит успех в этом виде бизнеса".<BR>Предприятие, занимающееся розничной продажей продовольственных товаров, может иметь любую форму собственности. Регистрация стандартна и займет от 2 недель до месяца.<BR><BR><B>Шаг второй: помещение</B><BR>Размер помещения может серьезно сказаться на этом виде бизнеса. Обязательно нужно посмотреть санитарные и строительные нормы и правила, в которых прописаны минимальные требования -- наличие воды, отдельного помещения под моечную, разделочную. Отсюда формируется список подсобных помещений, который нужен для торговли тем или иным ассортиментом. Отсюда вытекает решение и о площади.<BR>Обязательно нужно предусмотреть развитие, чтобы потом площадь помещения не мешала расширению или перепрофилированию. Например, предприниматель решил торговать молочными продуктами, но дело не пошло: в этом районе много школьников, и они хотят покупать мороженое. Нужно оставить себе запасной вариант, чтобы иметь возможность расширить ассортимент.<BR>"Лично у меня, к сожалению, была иная ситуация. Я получил выгодное предложение для аренды помещения и стал заниматься тем ассортиментом, который возможно разместить в этом помещении: гастрономические и бакалейные товары, напитки, -- рассказывает Андрей Попов. -- Сейчас у меня помещение площадью 100 м2, из них 50 м2 отведено под торговый зал. Но магазину уже тесно на этой площади. Приходится работать без больших товарных запасов, и нет возможности расшириться, хотят такая потребность давно назрела. Это нужно было предусмотреть заранее".<BR>В центральных районах города, в людных местах, в хорошем месте на аренду 100 м2 нужно примерно $2 тысячи в месяц.<BR>Выбирая место, нужно проанализировать людские потоки, расположение метро и остановок общественного транспорта, какие торговые точки расположены поблизости и чем торгуют. "Если предлагают шикарное помещение, но там, где люди ходят редко, -- грош цена такому помещению, -- говорит Андрей Попов. -- Но здание может стоять где-то во дворе, но на обозрении громаднейшего жилого массива, и тогда лучшего места для продуктового магазина желать не приходится".<BR><BR><B>Шаг третий: оборудование</B><BR>Оборудование -- это основные затраты, которые придется сделать при открытии магазина.<BR>На начальном этапе можно купить бывшее в употреблении оборудование, а по мере развития заменять его на новое.<BR>При выборе оборудования нужно учесть "товарное соседство", например, мороженое не должно храниться в одном холодильнике с полуфабрикатами. Поэтому в этом случае придется купить как минимум два холодильника.<BR>Надо посмотреть, нужна ли машинка для нарезки гастрономической продукции, ее производительность. Есть машинки, которые не могут работать непрерывно более 2 минут. Если покупателей много и каждый хочет получить нарезку, то покупать такой слайсер нерационально: вы либо не сможете обслужить всех покупателей, либо испортите оборудование. Всего на оборудование нужно примерно $11-12 тысяч.<BR><BR>Шаг четвертый:<BR><B>выбор поставщиков</B><BR>Очень внимательно нужно отнестись к выбору поставщиков. "Лучше самому подъехать к ним, познакомиться, посмотреть, насколько их фирма серьезна, что за помещение занимают, -- говорит Андрей Попов. -- Нужно иметь в виду, что если фирма-поставщик давно и стабильно работает, то она может оказать небольшое кредитование товара или дать товар с отсрочкой платежа, помочь с оборудованием, рекламным обеспечением. В свою очередь, предприниматель, который рассчитывает на такое сотрудничество, и сам должен проявить себя только с положительной стороны".<BR>Важно, как быстро поставщик может доставить товар в магазин от момента заказа. Оптимально -- на следующий день. Это позволяет не создавать больших товарных запасов в магазине и обеспечивать бесперебойное присутствие товара в ассортименте.<BR>"Сейчас в ассортименте у нас около 3 тысяч позиций, -- рассказывает Андрей Попов. -- Рынок немного оживает, покупатели предпочитают купить продукцию подороже, но качественнее. Предпринимателю необходимо самому почувствовать своего покупателя, выслушать пожелания".<BR>"Если постоянный покупатель пришел, а нужного продукта, который он привык покупать в магазине, в данный момент нет, то здесь есть две стороны -- положительная и отрицательная, -- считает Андрей Попов. -- Во-первых, покупатель видит, что товар в магазине не залеживается, значит, тут все свеженькое. Но если он и во второй и в третий раз не получит нужного товара, то он, разумеется, может и разлюбить ваш магазин. Иногда бывает, что тот или иной товар просто забыли заказать, это, конечно, просчет".<BR>Очень значительные перемены в спросе отмечаются в выходные дни, когда объем продаж падает почти наполовину. Зато накануне праздничных дней спрос возрастает.<BR>"Перед большими праздниками (Новый год, 8 Марта) стараемся заказывать праздничный ассортимент уже за месяц. В последние 2 года есть тенденция, что спрос перед 23 Февраля и 8 Марта увеличивается с одинаковой интенсивностью. В течение нескльких лет была тенденция значительного снижения спроса на молочную продукцию и колбасу во время поста, но в этом году мы пока не ощутили никаких изменений". Спрос также зависит от времени года. Летом большой упор покупатели делают на напитки, зимой больше едят хлеба, колбасы, молочной продукции.<BR><BR><B>Шаг пятый: витрина</B><BR>Внешний вид витрин -- это тоже слагаемое успеха. "Недавно мы заменили раму в окне на новый стеклопакет размером 2х1,5 м. Моя идея -- ничем его не загромождать, чтобы спешащие по улице люди могли снаружи заглянуть в магазин, возможно, у них сразу разыграется аппетит, -- делится Андрей Попов. -- Но иногда мы раскрашиваем окно, правда, так, чтобы оставался большой обзор. Мы нашли профессионального художника с интересным взглядом на мир, он делает уникальные рисунки гуашью в оригинальной технике".<BR>Обязательно должна быть вывеска с режимом работы магазина и названием фирмы. На первоначальном этапе можно ограничиться простой вывеской на двери магазина и заказать рекламу типа "раскладушки".<BR>"Я бы хотел обратить внимание на необходимость строгого соблюдения режима работы.<BR>Покупатель должен твердо знать, что в указанное время магазин точно будет открыт. Если магазин все-таки необходимо закрыть, то не стоит вешать табличку "Откроется через 15 минут". Нужно четко написать, до какого времени, и желательно указать причину, чтобы люди понимали необходимость этого закрытия, если оно не регламентировано заранее".<BR><BR><B>Шаг шестой: кадры</B><BR>"В нашем магазине работает семь человек -- директор фирмы, бухгалтер, коммерческий директор, он же директор магазина, и четыре продавца. Уборщицу не стали нанимать, так как продавцы решили по очереди убирать помещение и делить ставку, -- рассказывает Андрей Попов. -- Я предпочитаю брать профессионалов, которые давно работают в торговле. Возраст претендента на работу для меня неважен, я смотрю на характер человека. Иногда приходит 18-летняя девушка, а ведет себя как старушка, спрашивает, сможет ли она посидеть за прилавком. Мне важно, чтобы человек был энергичен и полон желания работать. Очень приветствую, если претендент закончил училище или техникум".<BR>В среднем по городу продавец получает 3-4,5 тысячи в месяц.<BR>Большая проблема в магазинах -- появление мошенников и воров. "Например, посетитель просит у продавца разменять 500 рублей, в ходе обмена начинает махать руками, что-то кричать, запутывать продавца, а в результате нет ни той купюры, которую он просил разменять, ни тех денег, которые дал продавец. К таким проявлениям мошенничества надо готовить продавцов".<BR>